В рамках традиции Юнгдрунг Бон существуют пять древних семейных линий: Му-Шен, Дру, Па, Чжу и Меу, которые, как говорят, произошли от богов, и чьи потомки внесли огромный исторический вклад в сохранение и продолжение традиции.
Прежде всего, это семья Му-Шен, линия рода лорда Тонпа Шенраба Мивоче, основателя традиции Юнгдрунг Бон в нынешней кальпе. Его отцом был Мугьял Гьялбон Токар, король клана Му. Поскольку Господь Шенраб представил традицию Юнгдрунг Бон, он был первым и самым высоким шенрабом или ламой, что положило начало линии Шен. Гораздо позднее в истории его потомки перебрались в район Цанг в Тибете и стали известны как Шен-Цанг. Прямые потомки Тонпа Шенраба существуют по сей день.
Два сына линии Шен, которые являются прямыми потомками Будды Тонпа Шенраба. Фото: Raven Cypress Wood
Королевская родословная Дру имеет две основные ветви: Са Дру и Нам Дру. Из ветви Нам Дру спустилась сущность всех просветленных существ в виде ослепительного света из небесного царства Огмина, чтобы приносить пользу живым существам. Поняв, что демон причиняет большой вред людям в районе Тибета, он волшебным образом оседлал свой барабан и был ведом священником линии передачи Янтон. Царь Тогара очень верил в него и просил дать ему осмысленное имя. Его назвали Друша Намсе Читол, или Дру, поскольку он спустился с неба. Друша Намсе Читол подчинил демона и обратил всех своих товарищей к практике добродетели.
Одним из уважаемых потомков этой линии также был Дру Гьялва Юнгдрунг (1242-1290 гг. н.э.), составивший руководство по практике учений Дзогчен Шанг-Шунг Ньен Гью.
Семья Дру основала множество монастырей, в том числе первый организованный колледж монахов Йеру Венсака в 1012 году. Община была разрушена сильным наводнением в 1386 году, восстановлена в 1402 году Ньямме Шерапом Гьялценом и переименована в монастырь Менри. После разрушения этой обители китайцами монастырь Менри был перестроен в Доланджи, Индия.
Главный храм монастыря Менри в Доланджи. Фото из архива
Влияние семьи Дру в традиции Бон почти исчезло после признания в семье двух Панчен-лам. Первый — Пачен Лосанг Еше (1663-1737) — был признан Далай-ламой V с тем, чтобы установить линию реинкарнации Панчен-лам, но вместе с тем он призвал семью продолжать исповедовать свою религию. Когда вторая реинкарнация, Панчен Тенпаи Вангчук, была признана в той же семейной линии, семейная резиденция Дру была включена в поместье монастыря Таши Лхунпо, традиционного монастыря Панчен-лам.
Род святой семейной линии Па начался с Лха Бу Па Ва, сына Сангпо Бумтри, одного из четырех трансцендентных владык Юнгдрунг Бона. Он спустился в царство богов и повернул колесо Бон, после чего, спустившись на землю Шанг-Шунга, отправился в хрустальную пещеру горы Тисе (Кайлаша), где медитировал на йидама Шанг-Шунг Мери в течение трех лет. В этой линии есть много уважаемых лам, в том числе 13 превосходных лам Па, живших в Западном Тибете. Позже их потомки мигрировали в район Амдо в Восточном Тибете, в регион клана Хор Йе Тха. Здесь монастырь Па Цанг, официально известный как Па Цанг Гон Юнгдрунг Рабтен Линг, был основан в 1847 году Патоном Юнгдрунг Намзангом. Монастырь содержит множество фресок с изображением божеств и защитников Юнгдрунг Бон. В настоящее время монахи Па Цанг Гон известны проведением дважды в год священных танцев чам.
Танец чам. Фото из архива
Одним из самых известных потомков линии семьи Чжу является святой лама Вангден Чжу Е Лекпо. Однажды он услышал о великом шэне, который открыл сокровенные бонские тексты и стал катализатором возрождения целой традиции Бон — Шенчене Луге, после чего отправился к нему и попросил учения. Шенчен Луга проверил его веру, заставив служить помощником в течение восьми лет, прежде чем дать ему какие-либо наставления или передачи. Впоследствии Чжу Е Лекпо стал главным учеником Шенчена Луги и отвечал за учение и практику Дзогчена. В XI веке он основал монастырь Ри Чжинг, который стал очень известным. В свое время тибетское правительство подарило монастырю более десятка поместий, в которых проживало свыше 300 монахов. Однако община была полностью разрушена во время китайской культурной революции. В 1980-х годах члены семьи Чжу начали восстанавливать один из скитов, связанных с монастырем. Потомки семьи Чжу сейчас живут в Индии.
Родословная семьи Меу началась с потомка Сангпо Бумтри, который произошел из царства богов и имел двух сыновей: первого звали Ма, а второго звали Меу. У Меу был сын, который продемонстрировал множество чудесных знамений. Среди потомков в божественной линии передачи также есть святой Гонгдзо Ритропа (1038–1096), основатель линии Дзогчен А-Три. Хотя тот был женат в молодом возрасте, он смог оставить супружескую жизнь и полностью посвятить себя духовной практике.
На протяжении всей истории эти пять семей оказали глубокое влияние на традицию Юнгдрунг Бон бесчисленными способами, обеспечив продолжение линии учения, а также лам и отшельников, строительство монастырей, создание статуй, фресок, тханок и текстов.
Учитель линии Меу, святой Гонгдзо Ритропа. Фото: Raven Cypress Wood
Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором. Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.
Пять божественных семей Бон
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон
Программа «Основы Тантры и Дзогчена»
Рекомендованные статьи
Подписка на рассылку центра
Хочу получать письма об обучении и новостях мира Бон
* При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных