Автор рисунка: Темпа Лама
В тибетском языке есть выражение: «гом па ма йин гом па йин». Оно означает «Суть не в медитации, а в привыкании». Мы привыкаем, близко знакомимся с собственной природой, включающей в себя как благотворные, так и нездоровые стороны, а также с природой реальности. Мы хорошо знакомимся с потоком нашего сознания и тем, как он устроен, и развиваем те качества сердца и ума, которые способны воспринимать незнакомые явления или ситуации без проявления невежества. И мы всё ближе знакомимся и привыкаем к качествам нашей истинной природы: состраданию, щедрости, открытости, равностности, радости и изначальной чистоте. Когда мы развиваем эти качества сердца и ума, наши страдания уменьшаются. Это приносит в жизнь лёгкость и радость на физическом, ментальном и эмоциональном уровнях.
Когда мы уделяем время не внешним факторам, а пребыванию в тишине с самими собой, мы познаём себя на интимном уровне. Мы ближе знакомимся с собой. Мы знакомимся с нашим потоком сознания и тем, как появляются наши эмоции. Мы знакомимся с тем, как проживаем свою жизнь. Знакомимся с процессом, который происходит внутри нас, когда мы взволнованы, с нашими слабостями и силами. Мы узнаём, что значит найти в себе силы взглянуть в лицо депрессии. Мы знакомимся с нашим эго, нашей привязанностью к физическому телу, нашими вредящими эмоциями и нашим страхом смерти. И мы знакомимся с нашей зависимостью от страха. Знакомясь с тем, что вызывает в нас боль и страдания, мы обретаем возможность увидеть то, что на тонком уровне внутренне истощает и разрушает нас ревностью, гневом, страхом, печалью, неуверенностью, стыдом или одиночеством. Через этот процесс мы можем научить наши сердце и ум различать, что нужно отбросить, а что ‒ принять. Мы также знакомимся с присущей нам исцеляющей мудростью и нашим потенциалом пробуждённой природы. Мы знакомимся с буддой внутри.
Будда говорил, что мы сами себе лучшие друзья и злейшие враги. И практика медитации способна дать нам силы увидеть качества друга и врага внутри себя. Это может помочь в наблюдении за потоком сознания и его участии в наших физических, ментальных и эмоциональных отвлечениях и неустойчивости. Кроме того, медитация способна помочь нам успокоить ум. Сидеть, пребывая в покое, ‒ крайне важная практика.
В жизни, с одной стороны, есть спокойствие и радость, с другой ‒ злость, депрессия, грусть, страсть и желание-привязанность. Существует так много хаотичной энергии, которая исходит из нашего ума и тела и входит в них. Именно поэтому нам нужно учиться согласовывать спокойствие и устойчивость ума, которые мы развиваем в медитации, с движением нашей энергии. Иногда мы можем думать, что медитация позаботится о всех наших проблемах, если мы зародим достаточно спокойствия. Но это невозможно, пока мы не научимся интегрировать это спокойное состояние ума в хаотичное движение нашей энергии. Просто сидение само по себе не принесёт лёгкости и вечной радости, хоть это и помогает усмирить этот «обезьяний ум», который вечно прыгает туда-сюда. Успокоение ума само по себе не является реализацией. Настоящая реализация происходит из освобождения от цикличного пребывания в страданиях. А это возможно только в том случае, если мы как следует знакомимся с нашими омрачениями и знаем, как интегрировать спокойствие и концентрацию в хаотичное движение энергии этих омрачений.
Медитация обладает силой познакомить нас с качествами нашей истинной природы. Посредством устойчивой, преданной практики мы привыкаем к этим качествам, хорошо знакомимся с щедростью, с сострадательным и пробуждённым умом, с нашей чистой природой. Практика оставляет отпечатки на нашем уме и теле в виде качеств, таких как терпение, открытость и принятие. Прекрасный дар практики медитации состоит в том, что она поддерживает нашу связь с чудом каждого момента. Она позволяет нам видеть красоту в каждой вещи и каждом моменте, а также то, как эти мельчайшие вещи влияют на нас. Она помогает нам освободить привязанность к созданным идеям о результате. Она сближает нас с реальностью жизни, позволяя использовать как страдания, так и счастье как часть практики на пути к реализации пробуждённого сердца и ума.
Взаимосвязь последовательных этапов медитации
Пребывание в покое ‒ мощная практика, которая помогает в развитии качества ума, дающего сильнейший фокус и присутствие в настоящем. С этой практикой мы постепенно начинаем проявлять ум, отсекающий все заблуждения и рассеивающий мрак, который не позволяет нам увидеть противоположный берег. Стабилизация нашего блуждающего ума и реализация самоосознавания в направлении открытого пребывания в настоящем происходят поэтапно.
На первом уровне медитации, также называемом «пребывание в покое», мы близко знакомимся с блужданием нашего ума без цепляния за ментальные конструкции. Это выполняется посредством практики концентрации осознанного внимания.
Второй этап медитации связан со стабилизацией осознавания, которое мы начинаем культивировать с помощью объединения концентрации с нашими чувствами и эмоциями. Здесь практика заключается в том, чтобы реализовать самоосознавание. Это ещё называют инсайт-медитацией. На данной стадии наша концентрация становится необусловленной. Тот, кто практикует концентрацию, само действие концентрации и объект концентрации становятся одним целым.
Третий этап медитации ‒ это реализации открытого принятия. Здесь наши чувства и эмоции, а также самосознавание объединяются с пустотностью.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.