Медитация ‒ это процесс наблюдения за потоком нашего сознания в состоянии осознанности и открытого пребывания в настоящем моменте для того, чтобы создать внутри себя спокойное и мирное пространство, так что наш эмоциональный хаос и умственные отвлечения могут успокоиться.
Медитация ‒ это применение наших сфер чувств и ума для поддержания стабильности ума и стабильности эмоций. Мы сохраняем устойчивое, открытое состояние пребывания в настоящем, которое удерживает чувственные ощущения в своём пространстве осознавания, а не уносится ими, но при этом и не исключает их. Также медитация ‒ это процесс развития гармоничной связи между нашим физическим, эмоциональным и ментальным измерениями. Методы медитации, обнаруженные в бонских практиках сутры, тантры и дзогчена, имеют общее намерение ‒ помочь себе и другим освободиться от страданий сансары.
Многие из нас хотели бы знать как использовать практику медитации, чтобы по-настоящему преобразовать свою жизнь, уведя её от страданий в сторону пробуждения. Это невозможно, если у нас нет силы, готовности в сердце и в уме как следует присмотреться к проблемам и обуславливанию, вызванными нашим невежеством. Нужно делать это с глубоким желанием изменить привычное обуславливание, на котором основаны наши несчастья. Принятие и распознание своих страданий и их причин ‒ ключ к реализации сути медитативной практики. Если мы принимаемся за практику с искренним, идущим из сердца желанием измениться, стать менее эгоистичными, то даже короткая сессия медитации сможет серьёзно нас поменять.
Нам нужно как следует разобраться, зачем мы медитируем. Это очень важно. Если мы не понимаем, зачем нам медитировать, тогда наша практика может стать ловушкой, а не путём, ведущим к освобождению. Мы можем думать, что делаем что-то хорошее для других и для себя или что спасаем всех существ, а на самом деле мы можем просто взращивать в себе заблуждение. Такое может произойти из-за того, что мы в действительности не отдаем себе отчет и не принимаем в себе те стороны, которые не настолько ясно осознаем, как нашу мотивацию делать добро и приносить пользу другим. Принимать в себе всё, включая наши слабости и заблуждения, ‒ очень важно для тех, кто идёт по пути медитации. Но это бывает и трудно. В реальности мы можем практиковать потому, что такое принятие осуществить тяжело, и мы просто ищем способ оставить наши слабости позади. Однако для того, чтобы суметь прикоснуться к пробуждённому уму, находящемуся за пределами страданий, нам нужно сначала близко подружиться с нашими страданиями, болью и их природой. Мы должны внимательно посмотреть на взаимосвязь между нашей практикой и нашими проблемами, нашими страданиями, которые хотим преобразовать. Может показаться, что мы работаем над трансформацией наших страданий, но на самом деле мы можем просто отталкивать те части себя, которые нам не нравятся. Это сильно ограничивает зарождение в нас просветлённого ума.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.