Выдержка из учений Тензина Вангьяла Ринпоче, данных летом 2023 года на ретрите совместно с Его Святейшеством 34-м Менри Тризином.
ЧАСТЬ 2
Здесь и сейчас, в это время и в этом пространстве мы погружаемся в древнее знание. Однако присутствует опасность, реальная опасность потерять это знание. Когда мы встречаемся с чем-то, чего не понимаем, в нас проявляется тенденция тут же это игнорировать и говорить «Я не понимаю!». Именно так, вместо того, чтобы проявить уважение и сохранить это. Как я говорил ранее, здесь, в Лигминче, мы боремся с этим. Невозможно раздвигать собственные рамки, ничего при этом не оберегая. Вполне можно и расширяться, и защищать (беречь) одновременно. И в этом должен быть баланс. Так же, как должны находиться в балансе метод и мудрость, как сказал до этого Его Святейшество.
Чтобы защитить что-то, нужно быть достаточно открытыми, чтобы это изучить; быть достаточно открытыми, чтобы интересоваться в том, что на первый взгляд может казаться сложным или чужеродным. Если количество таких заинтересованных снижается, становится сложнее эти вещи оберегать. В монастыре Менри всегда проживали пятьсот или шестьсот монахов одновременно, на протяжении тысяч лет. Поэтому в Менри нет проблем с сохранением таких вещей. Прежде всего, у монахов не так много дополнительных конкурирующих интересов, как у западных людей. Наоборот – это является их единственным интересом. И это очень простая жизнь.
Когда люди спрашивают меня, чем мой сын Сенгхе интересуется в колледже, я правда не знаю, потому что он рассказывает о разных вещах. Однако, если бы вы спросили меня, когда я был в его возрасте и жил в монастыре, чем я интересовался, я тоже не знал. Я был крайне заинтересован буквально в любой вещи, какой бы ни занимался. Но не потому, что это было для меня способом получить что-то ещё. Нет, на тот момент, если отмотать половину моей жизни назад, я делал всё очень усердно, с большим старанием, но не из-за того, что хотел попасть куда-то ещё. А вот сегодня тот образ жизни и подход к делам уже не работает. На сегодняшний день, если вы спросите кого-нибудь, кто уходит в колледж: «Что ты будешь изучать? На чём тебе интересно будет там сконцентрироваться?», то на самом деле вы спрашиваете вот что: «Что ты будешь изучать, чтобы это в итоге принесло тебе достаточно денег? В каких предметах ты заинтересован достаточно для того, чтобы получить диплом?».
В сегодняшнем мире зачастую всё сводится к чему-то очень обыденному, мирскому. Всё было совершенно не так, когда я рос в монастыре, где, в первую очередь, тебя туда отправляют. Я вдруг обнаруживаю себя там и обнаруживаю перед собой эти книги и обнаруживаю перед собой своего учителя. И затем я просто целиком принимаю этот момент и всё происходящее – и с головой погружаюсь в это.
И я тоже вложил много стараний, понимаете? Учил наизусть 50 страниц текста от первой строчки до самой последней. И нам было дозволено допустить лишь три ошибки. После третьей нужно, чтобы тебе помогали. Как же мы всё это делали без электрических лампочек в нашей мрачной комнате? Использовали благовония. (Ринпоче подносит воображаемую палочку с благовонием к тексту перед собой и дует на неё.) Ты сидишь в тёмной комнате, запоминая строки и дуя на палочку. Следующая строка… следующая строка… следующая строка… затем обратно к началу. И я продолжал так, пока не добирался до половины страницы. А затем приступал к следующей половине и продолжал, строчка за строчкой, читал снова и снова, останавливаясь только тогда, когда мог воспроизвести наизусть, начиная с самой первой страницы и заканчивая последней. И только тогда я мог идти спать!
Вот чем ты занимаешься в монастыре. Одна ли это страница в день, или две, или столько, сколько ты пообещал. А на следующее утро первое, что ты делаешь, проснувшись, это один раз полностью повторить заученное от начала и до конца. Если смог, тогда нормально.
Я не знал, зачем я делал это всё. Может быть, сейчас я немного лучше понимаю, что делал. Хотя, конечно, иногда не обязательно знать, зачем ты делаешь что-то, если есть доверие к жизни. Просто будь полностью здесь и сейчас, и тогда жизнь укажет тебе; жизнь будет вести тебя.
Так что если мы развиваем доверие к этой ценной традиции и этой непрерывной линии преемственности и испытываем к ним благодарность, нам не обязательно понимать всё, что мы делаем. Потому что… подумайте вот о чём: существует такое обширное количество того, что ещё предстоит понять. А значит всё, что вам удастся понять в это конкретное время, в этот конкретный момент, в этой жизни – это для вас. Это ваш дар. Используйте его наилучшим образом. Не просите всегда о чём-то большем, не пытайтесь получить ещё. Вместо этого просто сполна используйте то, что имеете.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста на другие ресурсы запрещено. Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче.