Пребывание в покое и этапы медитации

Пребывание в покое и этапы медитации

Автор:
587 просмотров

Источник фото: https://www.facebook.com/olmoling.bon

После того, как мы нашли опору в устойчивости нашего тела, следующим ключевым аспектом медитации пребывания в покое является объект, на которым мы фокусируемся, и развитие концентрации. Объект в медитации используется для того, чтобы познакомиться с тем, как работает наш ум. Можно выбрать любой объект, на котором мы можем сконцентрировать внимание так, чтобы ум мог успокоиться. Будет большой поддержкой, если мы выберем объект, с которым чувствуем связь. Так будет легче направить внимание и придётся прикладывать меньше усилий для развития концентрации. Также важно не менять объект медитации слишком часто, а работать с одним объектом на этапе развития. 

Во многих традициях медитации люди используют в качестве объекта концентрации дыхание. Это очень действенно и прекрасно. Наше дыхание всегда с нами, осознанны мы или нет. Мы хорошо знакомы с процессом и природой нашего дыхания. И мы знаем, насколько важную роль оно играет в нашей жизни. Также очень помогает и то, что дыхание не нужно создавать какими-то особыми методами. Оно уже с нами с самого рождения. 

Концентрация, или пребывание в покое, которое составляет первый этап медитации, развивается, в свою очередь, через четыре стадии. На первой стадии концентрации мы располагаем наше внимание на объекте медитации. Нам нужно максимально постараться, чтобы освободиться от всех внутренних и внешних забот и позволить себе стать с этим объектом единым целым, чтобы мы смогли наблюдать за тончайшими нюансами взаимодействия ума и тела. Именно этот процесс наблюдения помогает нам минимизировать постоянное блуждание ума и вытекающее из этого мысленное возбуждение. 

В сочетании с оцениванием и различением между объектом ума и блужданием ума данная практика однонаправленного внимания ведёт нас к прогрессу в практике. Знаком прогресса в работе с объектом концентрации является стабильность ума и уменьшение количества отвлечений со стороны внешних объектов или омрачённых мыслей. Посредством практики мы входим в такое состояние ума, которое соединяет нас со спокойствием, рождённым из практики внимания и отвыкания ума от блуждания. Мы испытываем радость, потому что пребываем в состоянии, свободном от страданий тонкого уровня, вызванных отвлечением, которое участвует в возникновении скачущих мыслей.

На второй стадии концентрации мы больше не нуждаемся в различении и оценивании возникающих мыслей так сильно, как раньше. Мы всё ближе знакомимся с природой мыслей и процессом их возникновения, а также их влиянием на возникновение эмоций. Это даёт нам стабильность и уверенность в сфокусированном состоянии нашего ума. И постепенно мы становимся способны просто позволять быть всему, что возникает, без цепляния за спокойное состояние и без отвержения возникающих мыслей как неприятных. Теперь наше состояние ума характеризуется повышенной сосредоточенностью, внутренней ясностью и концентрацией, очищенной и незагрязнённой различением, оцениванием и отвержением мыслей. Мы входим в спокойное и ровное состояние без цепляния, суждения, различения и отвержения.

Именно это ровное, спокойное состояние сосредоточенности ведёт нас к третьей стадии концентрации. Здесь наш ум уже хорошо знаком с положением тела и объектом нашего внимания на глубоком уровне. Мы начинаем ощущать, что наш ум возвращается домой, когда он покоится в единении нашего тела, ума и объекта внимания. В этот момент мы и переходим к третьей стадии концентрации, которая характеризуется равностностью. За счёт нашей однонаправленности и внутренней ясности ум вовлечён полностью, он всецело поглощён объектом внимания. На третьей стадии концентрации мы остаёмся в равностности, осознанности и бдительности. Здесь мы развиваем качество ума, свободное от цепляния и вожделения, и по-настоящему входим в состояние пребывания в покое. Неосознанное цепляние теряет свою природу и становится осознаванием. Это осознавание является проявлением безграничного сознания. Поскольку сознание существует, оно непостоянно. Сознание, или восприятие, всегда опирается на причины, которые, в свою очередь, обусловлены. Таким образом, любой опыт, созданный умом, является обусловленным и непостоянным. Это понимание важно для того, чтобы иметь способность жить полностью в настоящем моменте. 

Как это сделать? Не следуйте за скачущими мыслями, но и не отвергайте их. Не создавайте их, приглашая прошлые опыты любого рода или предвкушая планы на будущее. Просто оставайтесь в состоянии осознанности в настоящем моменте. И ум совершенно естественно сам станет объектом концентрации. Делая это, мы не впадаем в бессознательное состояние. Мы скорее оставляем всё как есть с ясным присутствием осознанности. Мы не пытаемся что-либо исправить или изменить. Мы просто пребываем в этом состоянии настолько долго, насколько это возможно. Даже если это всего несколько секунд, мы ощутим великий дар этой практики.

[О четвёртой стадии концентрации можно прочитать в продолжении по ссылке.]

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.orgТемпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Положение тела во время медитации Положение тела во время медитации
Практика медитации начинается с правильного положения тела, позволяющего уму и телу объединиться. По...
Читать далее
Привыкание к медитации Привыкание к медитации
В тибетском языке есть выражение: «гом па ма йин гом па йин». Оно означает «Суть не в медитации, а в...
Читать далее
Темпа Дукте Лама о медитации Темпа Дукте Лама о медитации
Медитация ‒ это процесс наблюдения за потоком нашего сознания в состоянии осознанности и открытого п...
Читать далее
totop