Практика осознавания и открытого пребывания в настоящем моменте. Часть 1.

Практика осознавания и открытого пребывания в настоящем моменте. Часть 1.

Автор:
465 просмотров


[Раннее мы определились, что первый этап медитации – это концентрация, или пребывание в покое, и она имеет четыре стадии. О первых трех можно прочитать по ссылке.]

Итак, четвертая стадия концентрации относится уже ко второму этапу медитации, осознаванию. В практике осознавания мы идем за пределы блаженного, радостного состояния ума. Нет никакого цепляния за блаженство и приятные ощущения или за чувство сопротивления либо отвращения к любой боли, которую мы можем испытывать. Мы скорее пребываем в чистой равностности без удовольствия и боли, а также в осознанности. Это целостная концентрация, на которую опирается бессчетное количество практик тела, речи и ума сострадательных существ. 

Когда концентрация станет достаточно глубокой, наша медитация может перейти в реализацию осознавания. Во время практики концентрации нам нужно попытаться привести внимание в одну точку. Это требует усердия, стараний, а также решимости и настойчивости. Наша концентрация непостоянна. Она временна. Ее в любой момент может нарушить или прервать наше привычное обуславливание, привычные реакции или внешние объекты. В практике осознавания у нас есть объект внимания, за которым идет наблюдение, наблюдатель, который производит наблюдение, а также сам процесс наблюдения, или концентрации. Тем не менее, пока эти три аспекта пребывают по отдельности, практика остается ограниченной, и осознавание не может быть реализовано. Причина в том, что присутствует акт цепляния за сконцентрированность на объекте медитации и за соответствующий чувственный опыт. Этот чувственный опыт может быть блаженным расслаблением. Это может быть ощущение видения, прикосновения или движения энергии внутри нас либо проявление какого-то качества: любви, сострадания, мирного спокойствия.

Например, во время концентрации на одном предмете, мы можем быть не способны воспринимать то, что происходит вокруг нас помимо этого, потому что поглощены фиксацией на объекте внимания. Осознавание же подразумевает равное распределение ума. Когда все привнесено в поле осознавания, условия для отвлечения заметно теряют в силе. Если ум сконцентрирован без этого качества осознавания, то чувственный опыт, такой как звук от внешнего объекта, который оказывается сильнее, чем наша концентрация на объекте, будет нас отвлекать. В таком случае мы перестаем концентрироваться на нужном объекте, и новым объектом внимания становится звук, а мы этого даже не осознаем. 

Осознавание подразумевает распознавание подобных тонких внутренних активностей нашего сознания, а также осознавание того, что происходит вокруг нас во внешнем мире, не отвлекаясь на вынесение суждений, отвращение или чувство вины. Концентрация фиксирует ум на объекте, а осознавание фактически обладает способностью понимать природу объекта, за которым мы наблюдаем или с которым взаимодействуем. Когда концентрация и осознавание объединяются, рождается прозрение. И это прозрение дает нам бесчисленное множество выборов, а также ощущение свободы. 

После того, как концентрация стала достаточно глубокой и может поддерживаться без волевых усилий, ее природа становится необусловленной. Здесь мы уже не просто сосредотачиваем внимание на объекте как точке фокусировки, а привносим все свое существо, внешние объекты, внутренние ощущения и переживания движения энергии внутри нас в поле своего осознавания. Когда все находится в поле нашего осознавания, рождается концентрация равностности. И здесь мы подходим к третьему этапу медитации, открытому пребыванию в настоящем моменте. 

На этом этапе концентрация ума становится безобъектной. Мы выполняем медитацию без объекта концентрации и ни за что не держимся. Когда присутствует свобода от цепляния, мы реализуем бескрайнюю природу реальности. Это реализация спонтанной концентрации осознавания, которая в дальнейшем позволяет нам обрести проникновение в сущность изначального осознавания, в природу ума, которая ничем не обусловлена и свободна от омрачений. Осознавание подобно солнцу, которое обладает способностью освещать все вокруг себя, но также освещает само себя. Оно самоозаренное. Изначальное осознавание же является изначальным потенциалом нашего ума, ясностью, которая представляет собой единение пустотности и осознавания.

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Препятствия в медитации Препятствия в медитации
Темпа Дукте Лама объясняет, какие бывают трудности при практике умиротворенного пребывания и как с н...
Читать далее
Пребывание в покое и этапы медитации Пребывание в покое и этапы медитации
Темпа Дукте Лама последовательно описывает особенности стадий концентрации первого этапа медитации, ...
Читать далее
Привыкание к медитации Привыкание к медитации
В тибетском языке есть выражение: «гом па ма йин гом па йин». Оно означает «Суть не в медитации, а в...
Читать далее
Темпа Дукте Лама о медитации Темпа Дукте Лама о медитации
Медитация ‒ это процесс наблюдения за потоком нашего сознания в состоянии осознанности и открытого п...
Читать далее
totop