Положение тела во время медитации

Положение тела во время медитации

Автор:
377 просмотров
Tempa Lama 27.09..jpg

Фото предоставлено командой центра Olmoling

Практика медитации начинается с правильного положения тела, позволяющего уму и телу объединиться. Поток нашей энергии в виде циркуляции крови и дыхания соединяет между собой тело и ум. Когда тело и ум становятся единым целым, мы испытываем чувство расслабления. Но когда тело двигается, ум тоже приходит в движение. Так происходит из-за глубокой связи между телом и умом. Можно сказать, что тело ‒ это сосуд, вмещающий ум. Наш ум привык реагировать, когда тело двигается или оказывается под воздействием чего-либо. Поэтому крайне важно сначала успокоить и привести в порядок тело, а потом уже работать над успокоением ума. 

Традиционно ключевые аспекты позиции тела заключаются в следующем: сидеть со скрещенными ногами, прямым позвоночником и раскрытой грудной клеткой, направлять взгляд прямо и чуть-чуть вниз от кончика носа, руки покоятся на коленях, касаясь друг друга кончиками пальцев, а большие пальцы касаются основания соответствующих безымянных пальцев (каждый своего, на той же руке - прим.ред.). При этом самое главное ‒ это найти такое положение тела, в котором мы чувствуем себя комфортно. Если есть ощущение дискомфорта или сопротивления, будет сложно продвинуться дальше. Скорее, это может направить нас в сторону отторжения. Мы практикуем медитацию, чтобы наполнить нашу жизнь и уменьшить страдания, чтобы помочь другим. Мы не практикуем медитацию для того, чтобы в нашей жизни и жизни других стало больше боли и страдания, даже если это всего лишь боль в спине или в коленях. Поэтому во время медитации мы не делаем то, что приносит боль нам или другим, а выполняем практику искусным методом, позволяя уму и телу успокоиться и чувствовать себя комфортно. Так мы можем прикоснуться к сущности трансформации.

Некоторые из нас ‒ абсолютные новички в практике медитации. Здесь важны лёгкость и постепенность. Я помню, как участвовал в одном ретрите, где было восемь дней сидячей медитации. Каждый день мы начинали в 5:30 утра, а последняя сессия заканчивалась в 10 вечера, и в середине был лишь короткий перерыв. Мне это очень нравилось ‒ просто быть с самим собой в очень глубоком смысле. Но было множество участников, которые никогда раньше не занимались такой медитацией. Учитель попросил нас посещать медитативные сессии, в каких бы условиях мы ни оказались. Вдобавок к тем требованиям, которые эти внешние условия могут нам предъявить, наше эго может давить на нас чувством стыда, вины или мыслью о том, что мы слабые. Мы хотим выглядеть сильными в глазах других людей, хотя наши спина и колени ужасно болят. И мы хотим сидеть на подушке для медитации так же, как другие. Мы думаем, что если будем сидеть на стуле, то другие решат, что мы недостаточно сильные, или мы думаем, что это сделает нашу практику менее результативной. Таким образом мы заставляем себя вовлекаться в действие, которое идёт вразрез со способностями нашего тела и ума. Когда есть боль ‒ есть дуальность, а когда есть дуальность ‒ природа нашего ума разделена и выведена из состояния покоя. Очень важно в начале принимать позу, которая для нас комфортна. Затем, по мере привыкания, мы можем постепенно адаптировать её. Неважно, на стуле мы сидим или на подушке, в полном лотосе или в полулотосе. Важно то, что наше тело остаётся устойчивым, так что ум может найти прибежище в устойчивости нашей позы.

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Привыкание к медитации Привыкание к медитации
В тибетском языке есть выражение: «гом па ма йин гом па йин». Оно означает «Суть не в медитации, а в...
Читать далее
Темпа Дукте Лама о медитации Темпа Дукте Лама о медитации
Медитация ‒ это процесс наблюдения за потоком нашего сознания в состоянии осознанности и открытого п...
Читать далее
Дзогчен в традиции бон. Часть 1. Дзогчен в традиции бон. Часть 1.
В традиции бон практика дзогчен является высшим учением. Посредством этой практики можно достичь про...
Читать далее
totop