
Читать часть 1
В учении говорится, что нужно просто оставлять все как есть, насколько это в ваших силах. Однако, к сожалению, мы не оставляем все как есть; мы постоянно манипулируем чем-то и пытаемся что-то поменять, начиная с нашей пищи, воздуха, воды и заканчивая нашим поведением; все подвергается манипуляциям. Естественного, качественного отдыха больше нет. В первый год, когда я приехал на Запад, меня потрясла одна вещь: какое значение все придавали тому, чтобы быть занятыми. Здесь тебя хвалят только за то, что ты занят. Однако похвала должна звучать наоборот: если вы не заняты в данный момент, это замечательно! Это не значит, что мы вообще ничего не делаем; мы все что-то делаем. Однако мы не лезем из кожи вон, чтобы просто оставаться занятыми. Вместо этого мы будем делать то, что необходимо. И, конечно, мы не будем ставить работу выше таких полезных для здоровья вещей, как сон, как делают люди здесь, на Западе. Вместо этого ложитесь спать; вставайте бодрыми; не делайте много; делайте несколько вещей как следует. Не тратьте понапрасну свою энергию и энергию других людей. Все это произрастает из позиции оставлять все как есть.
А когда мы не в состоянии оставить все как есть, то можем просто обратить внимание на дыхание. И я бы хотел подчеркнуть этот аспект. Совершенно очевидно, что если вы не можете контролировать свой разум, тогда контролируйте дыхание. Или, когда вы не можете работать со своим умом, работайте с дыханием. Работать со своим дыханием легко, потому что оно в некотором смысле более механическое. Так зачем же вам нужно работать с дыханием? Потому что, по сути, дыхание – это все. Воздух – это энергия. А энергия – это все, что касается созидания, что касается действия. Пространство предоставляет для этого возможность, но именно энергия создает это, поддерживает и защищает. Энергия – это все.
В учении дыхание называется целебным ветром. Научные исследования подтверждают это, поскольку они демонстрируют физические и психологические преимущества простого уменьшения частоты дыхания и вдыхания через нос. Дыхание таким образом активизирует вашу парасимпатическую нервную систему. И это дыхание приносит вам глубокое ощущение защищенности. Если внутри вы чувствуете себя в безопасности, то именно в этот момент в вашем теле запускаются механизмы самоисцеления. Когда мы дышим медленнее и глубже, то начинаем себя чувствовать намного более расслабленными и даже радостными. [Тензин Ваньял Ринпоче медленно и мягко вдыхает через нос, задерживает дыхание, а затем медленно и полностью выдыхает.] Вот и все! Вместо двадцати вдохов в минуту, возможно, вы сможете в итоге делать десять, семь, шесть или даже пять вдохов в минуту. Это зависит от вашей расслабленности.
На этом ретрите мы получаем от Его Святейшества учения от мастеров Шанг-Шунга о Великом Совершенстве. В основном, эти учения дзогчен говорят о том, что мы совершенны, мы будды, мы просветленные, мы завершенные. И идея заключается в том, что если ваш кармический ветер, ваш концептуальный ветер и ваши эмоциональные ветры недостаточно сильны, чтобы нарушить ваше заземление, связь с самим собой и со всем, что находится в вашем теле, то с вами все будет в порядке. В этом и заключается идея.
Учения Его Святейшества указывают способ, как использовать моменты сильной уязвимости, например, когда вас задевает что-то серьезное, и это приводит к стрессовой реакции. Например, вы узнали что-то о своем ребенке или потеряли работу. Это естественно, что у вас будет такая реакция. У всех нас такое было. У каждого человека есть уязвимая область, в которой, когда вы чувствуете себя уязвимым, испытываете боль, стресс. Но согласно учению Его Святейшества это подходящее время спросить себя: «Могу ли я по-настоящему ощутить это “я”, которое испытывает стресс?» Есть кто-то, кто чувствует себя уязвимым, кто чувствует угрозу. Это отличный момент, самый лучший, чтобы по-настоящему узнать, кто это. Не всегда легко чувствовать себя уязвимым, и в этом прелесть тех моментов, когда чувствуешь себя уязвимым. Уязвимость прекрасна в том смысле, что мы обретаем связь с той частью себя, с которой иначе никогда бы связь не обрели. И тогда там можно что-то увидеть. [Ринпоче делает долгий медленный выдох.] Я вижу там эту личность, которая ощущает себя уязвимой, напуганной, и я стараюсь позволить ей просто быть там. Я стараюсь это выдохнуть. Таким образом вы работаете на самом глубоком уровне.
Есть два вида обязательств, которые я хотел бы, чтобы вы унесли с этого ретрита. Первое – это приверженность этим драгоценным учениям, как можно более глубокое доверие к линии передачи и поддержке традиции. Это на одном уровне – идти в данном направлении и не идти на компромиссы. И, во-вторых, существует базовый принцип дыхания, который состоит в том, что правильное дыхание приводит к обширному целительному эффекту.
Так можем ли мы еще и взять на себя обязательство использовать дыхание для уравновешивания эмоций? Использовать дыхание для контроля мыслей? Использовать дыхание для укрепления иммунной системы? Для повышения осознанности? Для снижения давления, уровня сахара в крови и многого другого? Можем ли мы все взять на себя обязательство изменить свою жизнь через изменение отношения к дыханию? Я думаю, мы все можем это сделать, не так ли? Лично я это уже сделал.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено. Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих Бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче. Также, начиная с 2009 года, Ринпоче регулярно в прямом эфире дает наставления и ведет медитации, а также приглашает к диалогу ученых и духовных лидеров. Присоединиться к просмотру и обсуждению может любой желающий. Записи всех трансляций доступны в архиве портала cybersangha.net.