
Выдержка из учений Тензина Вангьяла Ринпоче о трёх дверях
В учениях часто поднимается тема мудрости и сострадания, двух очень простых вещей. И я восхищаюсь наставлениями Его Святейшества Далай-ламы, который уделяет большое внимание аспекту сострадания. Его настолько хорошо знают в связи с этой темой, что он стал даже ещё известнее за свой посыл о сострадании. Он также учит и об аспекте мудрости, шуньяты, или пустоты; однако эта тема не стала воспринята также широко, как наставления о сострадании.
Я думаю, на это есть причина, и мне становится это понятно, когда я рассказываю об идее «личности, основанной на боли» и об идее быть «никем» людям, укоренившимся в западной психологии и терапии. В начале разговора кажется, что всё идёт хорошо. Но когда мы погружаемся в эти идеи глубже, я начинаю чувствовать, что им это не нравится и у них с этим какие-то проблемы. Может доходить даже до того, что они боятся просто рассматривать эти идеи. Хотя бояться какой-то концепции только потому, что она отличается от того, к чему ты привык, кажется мне немного странным. Но я лично сталкивался со случаями, когда у людей возникают сложности с самой идеей.
Поэтому я хотел поговорить ещё об этих идеях быть «никем» и «личности, основанной на боли». Просто чтобы прояснить: я это не выдумал, и мне это не приснилось. Это действительно идёт из учений, то есть из источника. И возможно это важнейший аспект в трансформации, но при этом наиболее часто упускаемый из виду. Если говорить об истинной трансформации, я думаю, что это настоящий ключ и что без него не будет никакой трансформации, и точка. Скорее, будет что-то наподобие трансформации, например, переход из одной боли в другую; из большей – в меньшую; из непонятной боли – в более ясную. Но ни одна из этих трансформаций по-настоящему не освободит от боли. Это может быть лишь движением к новой версии личности, основанной на боли, в которой снова есть риск застрять.
Однако эта новая версия личности, основанной на боли, всегда кажется хорошей в начальной фазе «медового месяца». Но однажды она станет вашим «бывшим партнёром», и вы получите с ней похожий опыт, что и с остальными вашими «бывшими». А это может привести к тому, что вы в очередной раз примете субличность, которая кажется лучше, и начнёте весь процесс заново. Это бесконечная история, свойственная сансаре.
У нас в тибетском языке есть два термина: «нанг-джин» и «дак-джин». «Нанг-джин» подразумевает внутреннее цепляние, а «дак-джин» означает цепляние за ложное восприятие себя. Таким образом, «нанг-джин»/«дак-джин» описывает цепляние как что-то постоянное, но при этом вы себя с ним идентифицируете только временно. Это не длится долго, потому что такова природа любой личности, основанной на боли.
Но есть и другая личность, которую можно назвать высшим «я», которое, – хоть вам это и не понравится, но я всё равно скажу – заключается в том, что вы никем не являетесь. Это ваше высшее «я», потенциал быть кем угодно, который не является никем. Этот потенциал и есть ваше настоящее «я». И если вы это не осознаёте, если ещё не обнаружили это, то вам приходится всё время идентифицировать себя с чем-то или кем-то. А поскольку этот «кто-то» боится быть «никем», то он всегда является более слабым, чем тот, кто является «никем». Он меньше, слабее, более изолированный, ограниченный и обусловленный. Вот почему он называется личностью, основанной на боли: он в более слабой позиции. В обусловленной позиции!
Возьмём, например, детские травмы, которые связаны с одной или несколькими очень сильными застывшими личностями, основанными на боли. Человек проносит их с собой во взрослую жизнь, проводит с ними всю жизнь. И эта личность всегда препятствует любым новым ситуациям, потенциалам, возможностям для расширения восприятия себя, любым открытиям. Она заявляет: «Я не могу этого сделать! Я не хочу туда идти. Я не хочу об этом говорить, не хочу об этом думать, мне это не по силам.» Она всегда ограничивает. Эта личность, это травмированное восприятие себя, оно застывшее, ограниченное, обусловленное, застрявшее! Поэтому оно не способно перейти на новый уровень, расшириться и выйти за рамки, освободиться. И поэтому мы страдаем. Возможно мы и видим возможности для расширения, но не можем туда пойти, потому что эта личность такая сильная, что мы застреваем на месте.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено. Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче.