Тензин Вангьял Ринпоче отвечает на вопрос ученика о том, может ли напряжённое усилие помочь найти своё внутреннее прибежище*.
*В рамках своего курса Ринпоче использует термин «внутреннее прибежище» для описания недвойственного состояния пребывания в безмерном пространстве, бесконечном осознавании и неподдельной теплоте «внутреннего дома».
Вопрос: Когда я пытаюсь «вернуться домой» и найти внутреннее прибежище, следует ли мне напрягаться, прикладывать особые усилия или позволить этому произойти естественно?
Ответ: Давайте посмотрим на это следующим образом. Каждый день мы все куда-то уходим: на работу, в поездки и т.д. Но что бы мы ни делали, в итоге мы возвращаемся домой. Мы можем отсутствовать один день, два дня, месяц, но в конце концов нам всем нужно возвратиться домой. И мы все знаем это чувство — вернуться в конкретное место, где мы дома.
Так же и с этой практикой: как бы вы ни страдали, насколько бы ни были не в контакте с самим собой или потеряны, в какой-то момент вам нужно вернуться домой. Вы должны осознать то, как сильно вы потеряли связь с самим собой, а затем вернуться к источнику и реализовать исцеляющую силу возвращения домой.
Поэтому данная концепция «возвращения домой» очень важна. И отвечая на вопрос о том, нужно ли напрягаться для достижения скорейшего результата: нет, совершенно точно не нужно. И хотя очень легко сказать «не перенапрягайся», мы все иногда это делаем. Например, во время медитационных сессий под моим руководством многие из вас, возможно, действительно усиленно стараются. Кто-то старается совсем чуть-чуть. А некоторые вовсе не прикладывают усилий, то есть они просто слышат голос, слышат инструкции по медитации и могут сразу войти в это состояние. Это очень зависит от каждого конкретного человека. Но в целом идея заключается в том, чтобы не напрягаться вообще.
В учениях говорится: медитировать без медитатора – великая медитация. Что это значит? Это значит, что если есть ощущение себя отдельно от медитации, тогда это – дуальность. А дальше, если есть ощущение своего «я», которое страдает или прикладывает чрезмерные усилия, болезненные усилия, для того, чтобы пребывать в осознанности, или через боль старается быть радостным, счастливым, пребывать в покое, то, конечно же, с такими усилиями вы не сможете пребывать в покое, а с болью не сможете ощутить радость. Так что позвольте боли быть, отпустите её, и затем возникнет радость. Позвольте напряжению быть, осознавайте это напряжение, а затем отпустите его, и тогда появится покой.
Так что в заключение я скажу: старайтесь не прикладывать напряжённые усилия. Когда вы замечаете, что перенапрягаетесь, и осознаёте это, вам будет легче естественным образом расслабиться. А если нет, тогда дыхание – очень хороший способ помочь себе расслабиться и просто отпустить.
Данная выдержка из курса Тензина Вангьяла Ринпоче «Истинный источник исцеления» переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения Ринпоче. Копирование текста на другие ресурсы запрещено. Оригинал статьи опубликован на сайте voiceofclearlight.org ‒ платформе международного сообщества практикующих бон Ligmincha International, основанного Тензином Вангьялом Ринпоче.