Тензин Вангьял Ринпоче о принятии гордости

Тензин Вангьял Ринпоче о принятии гордости

Автор:
230 просмотров
TWR 19.06.24.png

Мы можем использовать слово «гордость», когда говорим, что гордимся собой, своими детьми и т. д. Таким образом, оно имеет позитивную окраску. Но также можно использовать его и в негативном свете. Вообще, нельзя однозначно сказать, что гордость - это плохо, особенно когда речь идет о достижении освобождения, или просветления. Да, гордость является препятствием, но когда мы имеем дело с сансарой, вовлечены в отношения с другими людьми, с обществом в целом, с обусловленным миром, в котором мы живем, гордость просто необходима. Но здесь важно учитывать следующее: какого рода эта гордость, как она влияет на личность, каким образом мы ее поддерживаем и обращаемся с ней, не позволяем ли ей управлять нами.

Когда мы размышляем о гордости как о чувстве собственного «я», «я горжусь собой», об этом ощущении, то можно заметить, как в некоторых случаях оно рождается из чувства изолированности, из чувства потери. Например, если я испытываю потерю, то обнаруживаю внутри себя страх, ощущение неопределенности, отсутствие уверенности в себе, и, ощущая это все на протяжении длительного периода, я начинаю идентифицировать себя с этим: «Кто я? Я тот, кто потерян. Я неуверенный в себе.» И в этом случае я не должен гордиться этой личностью, мне нужно ее распознать. Но иногда мы путаемся. Мы идентифицируем себя с нашими чувствами: болью, страхом, отсутствием уверенности, а затем эта новая личность будет нуждаться в подкреплении. Это развивает гордость. «Я лучший, потому что я не хочу быть хуже всех». Такая гордость рождается из нехватки, отсутствия чего-либо, пустоты, изолированности, идентификации себя со своей болью. И вот если гордость появляется именно таким образом, тогда, на мой взгляд, это очень нездоровое явление. И, конечно же, многие люди обладают такой гордостью. И если послушать их, внимательно понаблюдать, то они гордятся своей личностью, с которой себя идентифицируют. А она построена не на силе, доверии или уверенности в себе, а на их отсутствии, и они так или иначе испытывают гордость за эту нездоровую личность. Это очень важно осознавать, чтобы не попасться в подобную ловушку. 

С другой стороны, бывают случаи, когда это можно понять, и это вполне нормально. Например: «Я хорошо сдал экзамен, и я собой горжусь», «Я хорошо умею петь, и я собой горжусь», «Я горжусь, что я хороший друг (муж, отец, мать, сестра и т. д.). То есть ваша гордость связана с достижением каких-либо качеств, а не с вашими слабостями, когда вы испытываете нехватку чего-либо. Вы идентифицируете себя не со своими слабостями, а с раскрытыми сильными сторонами, это большая разница. Когда вы видите, чувствуете, осознаете свою силу, действуете в соответствии с ней, когда вы понимаете, что ваше взаимодействие с человеком или ситуацией приносит пользу, потому что ваши действия основаны на сострадании и сильных качествах, то испытывать за это гордость - хорошо. Хорошо в том смысле, что в вашем уме эта гордость переходит в положительные действия и в положительную личность. 

В конечном счете, нам вообще не нужна никакая личность для самоидентификации. Но если уж она у нас есть, то лучше пусть будет положительная, с развитыми сильными сторонами, чем слабая и потерянная, пусть будет выбирающая любовь, а не гнев, надежду, а не страх, «я так счастлив, что я сделал счастливым кого-то еще», а не «я так горжусь собой, ведь я заставил своих врагов страдать». Ведь это просто неправильно, хоть мы иногда и испытываем что-то подобное, но в долгосрочной перспективе вы не только приносите страдания другому, но это обязательно настигнет и вас самих, вернется к вам. 

Таким образом, идея принятия гордости имеет два аспекта. Первое - это гордость в негативном смысле, то есть, как я привел примеры ранее, идентификация себя со своей неуверенностью, нехваткой чего-либо, неспособностью действовать, но при этом отрицание и непонимание того, что не стоит гордиться своими слабостями. Под принятием я не имею в виду принятие своего непонимания, неведения. Наоборот, здесь подразумевается принятие с полным осознаванием и без всяких неверных интерпретаций. Например, если есть чувство потерянности, я не идентифицирую его как чувство обретения чего-либо, чтобы таким образом принять, ведь на самом деле это не чувство обретения, а чувство потерянности, но я отрицаю это: «Я не потерян! Наоборот, я обрел кое-что, обрел чувство потерянности!» Такое принятие - это неверно. 

Но принятие и осознание, что я действительно чувствую себя потерянным и это абсолютно нормально, что я воспринимаю что-то, но не хочу интерпретировать это как-то неправильно, а хочу открыться этому опыту и искренне, с теплотой его принять - это и есть настоящее принятие без манипуляций со своим неведением. 

То есть второй аспект - это принятие сильных качеств, которые появляются из гордости: «Я горд быть тем, кем являюсь», «Я горжусь тем, что я делаю», «Я горд быть твоим другом», «Я горжусь, что являюсь частью этого сообщества». Когда вы гордитесь чем-то, при этом испытываете благодарность и являетесь полноценным участником своей жизни, полное принятие этого с раскрытием положительных качеств своей личности, связанных с дисциплиной, ответственностью и нравственностью - вот какую еще гордость вы можете принимать (при этом все равно понимая, что и от нее нужно в конечном счете быть свободным).

Подведем итог сказанному: принятие гордости можно воспринимать в двух значениях. 

Первое: я потерян, но отрицаю свое чувство потерянности и идентифицирую себя с этим отрицанием, и затем говорю, что горжусь этим. В этом нет ничего хорошего. 

Второе: я потерян, но вижу это, чувствую и принимаю. Это чувство потерянности во мне есть, и я приближаюсь к этой части личности, а не отрицаю ее, я чувствую с ней связь, а не теряю ее. Затем я с теплотой и открытостью принимаю ее. Очень хорошо принимать свое чувство потерянности и неведение таким образом. 

Статья составлена на основе онлайн-учения «Embracing Pride, Cultivating Peace» на портале cybersangha.net и опубликована с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста на другие ресурсы запрещено.

Проект CyberSangha создан Тензином Вангьялом Ринпоче для того, чтобы каждый мог получить доступ к наставлениям традиции и обрести связь с сангхой по всему миру. Миссия проекта – создание духовно пробужденного и гармоничного общества. Начиная с 2009 года, Ринпоче регулярно в прямом эфире дает наставления и ведет медитации, а также приглашает к диалогу ученых и духовных лидеров. Присоединиться к просмотру и обсуждению может любой желающий. Записи всех трансляций доступны в архиве портала.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop