Для лучшего понимания истории Юнгдрунг Бон прежде всего следует ознакомиться с ключевой терминологией, которая определяет суть Традиции. Хотя практики Юнгдрунг Бон зачастую сокращают название своей школы, называя ее просто «Бон», два этих понятия означают разные исторические эпохи и концепции. Причислив «Бон» к одному из пяти основных направлений буддизма, Его Святейшество Далай-лама имеет в виду именно традицию Юнгдрунг (Вечный) Бон.
Терминология
«Бон»«Бон»
Термином «Бон» называют древние учения, действовавших на территории Тибета и государства Шанг-Шунг до распространения на их территории учения Будды Тонпы Шенраба (cлово «шен» означает «священник», «учитель», а также может относиться к названию рода; «раб» означает лучший). «Изначальный Бон» представлял собой анимистический и шаманский набор верований, которые имели мало общего с организованной религией. Люди, которые практиковали «изначальный бон», верили, что вся природа одушевлена — и пронизана как добрыми, так и злыми духами. Комплекс шаманских практик был основан на историях и мифах предков тогдашних тибетцев и включал в себя множественные ритуалы и подношения духам, в том числе и жертвоприношения. Само же название «Бон» появилось гораздо позже. По одной из версий, оно произошло от ритуального декламирования практикующими («бон» означает «призыв»).
Юнгдрунг БонЮнгдрунг Бон
История Юнгдрунг Бон уходит корнями в 18 000 до н. э., когда в землях Шанг-Шунг — древнего государства, граничащего с Тибетом, — распространилось Учение Тонпы Шенраба Мивоче. Юнгдрунг Бон берет свои корни именно в наставлениях Тонпы Шенраба «изначальным бонцам», практиковавшим шаманизм и жертвоприношения. Учитель объяснял им то, что все живые существа с безначальных времен блуждают в Сансаре, — и все мы много раз были друг другу матерями, поэтому убивать их нельзя. Тонпа Шенраб запретил практики, связанные с жертвоприношениями. Усмирив демонов местности, он дал наставления по проведению ритуалов со специальными «жертвенными» фигурками из теста — торма. Благодаря этому тибетцы перестали осуществлять жертвоприношения, заменив их торма. Они используются в Бонских ритуалах и церемониях и по сей день.
БиографияБиографияТонпа Шенраб прожил долгую славную жизнь, наполненную множеством великих деяний. Хотя их было намного больше, «12 великих деяний» (Зедпа Чуньи) — изложены в одноименном тексте. Более подробно о них рассказывается в биографиях Учителя. Всего существует три биографии Тонпы Шенраба. Самая ранняя и самая короткая из них известна как «Доду» («Воплощение афоризмов»); вторая состоит из двух томов и называется «Зермиг» («Пронзительный глаз»). Эти два тома были вновь открыты в виде терма в X и XI веках соответственно. Третья и самая объемная биография Тонпа Шенраба представляет собой двенадцатитомный труд под названием «Зиджи» («Славный»). Эта книга относится к категории священных писаний, известных как Ньян-Гьюд («Устная передача») и была продиктована Лондэну Ньингпо, который жил в XIV веке.
Три братаТри брата
Согласно текстам биографий Тонпа Шенраба, в «предыдущую эпоху» он жил на небесах Сидпа Йесанг, носил имя Салва и изучал Бонские доктрины у мудреца Тобумтри Лог Ги Че Чена вместе со своими братьями Дагпой и Шепой. После окончания обучения братья обратились к Божеству Сострадания Шенла Окару, спросив его, чем они могут облегчить страдания живых существ, обитающих в круговороте Сансары. Шенла Окар ответил, что они могут получить земное рождение и стать наставниками человечества в течение трех последующих эпох. Так, Дагпа был рожден в предыдущую эпоху как Тогпа Тогьял Йе Кхьен. Салва получил рождение в нынешнюю эпоху, получив имя Тонпа Шенраб. Шепа родится в будущем как Тангма Медон. Чтобы выяснить, в каких землях и у каких родителей он обретет рождение, Салва обернулся голубой кукушкой и полетел к вершине горы Меру. Там он увидел cвою будущую родину. Именно этот эпизод в жизнеописании Тонпа Шенраба — когда он в виде голубой кукушки полетел узнавать место своего воплощения — определило главный цвет религиозной традиции Юнгдрунг Бон: пронзительный небесно-синий. Будучи кукушкой, Салва увидел, что будет рожден во дворце Барпо Согьед в самом центре государства Олмо Лунгринг, которое было частью более обширных территорий страны Тадзик, расположенной к западу от Тибета.
Тонпа ШенрабТонпа Шенраб
В восьмой день первого месяца первого года деревянной мыши-самца у царя Гьяла Токара и царевны Занги Рингум родился сын Шенраб Мивоче. Говорится, что произошло это в прекрасном саду, увитом дивными растениями. Царские владения лежали к югу от горы Юнгдрунг Гутсег, которую называли пирамидой девяти свастик. Свастика, или Юнгдрунг («вечный») — знак вневременной, вечной мудрости Учения Бон. Тонпа Шенраб Мивоче начал давать Учения с самого раннего возраста. В юные годы он женился: жена родила ему восемь сыновей, которые впоследствии сыграют значительную роль в распространении Учения, а также двух дочерей. В 31 год он покинул родной дворец, став аскетом, все более глубоко и глубоко изучая доктрины Бон.
Тонпа Шенраба постоянно преследовал демон Кхьяп Па Лаг Ринг, пытавшийся уничтожить Учения и неустанно досаждавший Учителю. Однажды он украл у него лошадей и спрятал их в тибетской долине Конгпо. Чтобы узнать куда пропали лошади, Тонпа Шенраб выстрелил из лука: он намеревался последовать за стрелой и найти их. Путь привел Учителя в тибетскую долину Конгпо. Эта поездка в Тибет стала для Тонпа Шенраба первой и единственной. Здесь он усмирил демона Кхьяп Па Лаг Ринга, который стал его учеником, а также местных злых духов, которые насылали на жителей болезни и всевозможные омрачения. Жертвоприношения, замененные Тонпой Шенрабом на торма, пришлись им по вкусу.
Тогда же Учитель увидел, что тибетcкий народ в целом не готов получать высшие наставления (пути плода). И стал обучать их путям причины — ритуалам, гаданиям, подношениям, церемониям освящения, целительству, ритуальным танцам и так далее. Эти практики быстро распространились на территории Тибета. Бережно передаваясь через века, они живы и по сей день. Покидая Тибет, Тонпа Шенраб изрек пророчество: в свое время его Учения получат здесь полный расцвет. Тонпа Шенраб покинул этот мир в 82 года. Говорится, что в царстве Олмо Лунгринг время текло иначе, чем сегодня, и длительность жителя Учителя составляла 8200 лет.
Суть ученияСуть учения
Учения Тонпа Шенраба дошли до наших времен в неизменном виде: Тэгпа Римгуй Бон — «Бон девяти последовательных стадий» («Девять Путей», или «Девять Колесниц» Бон) и Гожи-Дзонга — «Четыре портала и пятый, Сокровищница».
Классификация «Девять Колесниц» представляет собой ступени познания Учения, следующие последовательно одна за другой. Тонпа Шенраб дал их именно в таком виде в связи с различными способностями учеников. Каждая Колесница — это обширный и глубокий комплекс знаний, охватывающий целую область существования. Низшие Колесницы представляют наставления о гаданиях, астрологии, ритуалах, медицине. Средние Колесницы включают в себя комплекс Сутрических (в том числе о добродетели мирян-практиков и монахов) и Тантрических (в том числе методы освобождения в Бардо) практик. Три Высшие Колесницы — это высшие Тантрические практики («Путь белого А» и «Путь изначального шена») и девятая Колесница — Путь Великого Совершенства, Дзогчен. Первые четыре колесницы относятся к Колесницам Причины, последние пять — к Колесницам Плода.
Классификация «Четыре портала и пятый, Сокровищница» содержит в себе Учения о заклинаниях и высших тантрических практиках, ритуалах (исцеляющих, очищающих, магических, предсказательных, гадательных, погребальных и выкупных), комплекс правил для монахов и монахинь, а также — психодуховные практики и практики Великого Совершенства Дзогчен.
Шесть Великих переводчиковШесть Великих переводчиков
У Тонпы Шенраба было много учеников, однако особенную роль в распространении Учения сыграли Шесть Великих Переводчиков: Муца Трахе (Тазиг), Тритхог Паша (Шанг-Шунг), Хулу Палег (Сум-Па, восточный Шанг-Шунг), Лхадаг Нагдро (Индия), Легтанг Мангпо (Китай) и Сертог Чеджам (Монголия). Именно они перевели Учения с шанг-шунгского на свои родные языки прежде чем вернуться домой — и передавать их в виде устных наставлений.
ГоненияГонения
За свою долгую историю Учение Бон подверглось двум серьезным гонениям в Тибете. Первое из них произошло в VII в. до н. э. во времена правления Дригума Ценпо все бонские доктрины, кроме «Бона причины» (первые четыре из девяти путей) были запрещены, а последователи традиции подверглись гонениям. Однако многие тексты были скрыты как терма («сокровище»), то есть спрятаны в различных местах на территории страны. Позже многие из них будут найдены тертонами — «открывателями сокровищ».
Когда в 779 году нашей эры буддизм получил широкое распространение на территории Тибета, Бон подвергся глобальному истреблению. Во главе уничтожения знаний традиции стоял король Трисонг Децен. Однако приверженцы Бон среди знати и особенно — среди простого народа, которые следовали верованиям Бон в течение многих поколений, сохранили свои религиозные убеждения, и Бон выжил. Изгнанные с территории Центрального Тибета Учителя были вынуждены отправиться в другие земли, успев сохранить священные писания для будущих поколений.
Дренпа НамкаДренпа Намка
Одним из выдающихся Бонпо тех времен был Великий Учитель Дренпа Намка, который сыграл важнейшую роль в сохранении традиции в период второго гонения Бона. Он возглавил сторону Бонпо в соревновании против буддистов, организованном королем для того чтобы выяснить, какая сторона обладает наибольшей «чудодейственной» силой. Бонпо проиграли и были вынуждены разойтись в страхе за свою жизнь или быть обращенными в буддизм. Хотя Дренпа Намка якобы принял буддийскую религию из страха быть убитым, на самом деле он сделал это ради сохранения учения Бонпо в тайне, тем самым спасая Бон от полного уничтожения. Он провел огромную работу по «спасению» cвященных текстов в терма и оставил после себя бесценное наследие Учений.
Возрождение Возрождение
С VIII по XI века Бон находился в упадке. 1017 год ознаменовал возрождение Бон, которое началось с открытия Учителем Шенченом Лугой (Лугой из клана Шен), занимающим особенное место в истории традиции, ряда важнейших терма. Именно тогда Бон возродился как полностью систематизированная религиозная традиция. Шенчен Луга имел много последователей, одним из которых в 1072 году был основан крупный Бонский монастырь Йеру Венсакха в провинции Цанг. Этот монастырь оставался одним из важнейших Бонских центров в Тибете до 1386 года, когда он был сильно поврежден наводнениями.
МенриМенри
В 1405 году Великий Учитель Бонпо Ньямме Шераб Гьялцен основал монастырь Менри неподалеку от разрушенного наводнением города Йеру-Венсакха. Шераб Гьялцен был великим реформатором, оживившим монашескую традицию Бонпо, благодаря чему многие Бонские монастыри по-настоящему процветали. Он стал первым мастером, который собрал воедино все передачи и посвящения всех линий Бон, которые последовательно передавались каждому из следующих настоятелей Менри. Со временем настоятель Менри стал считаться главой религии Бон.
В 1834 году был основан монастырь Юнгдрунг Линг, а вскоре после этого, в окрестностях горы Менри, — монастырь Кхарна. Они оставались важнейшими центрами Бон до китайского захвата Тибета в 1959 году. Вдохновленные их примером, Бонпо построили множество монастырей во всем Тибете: в Кхьюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьяронге. Всего к началу XX века в Тибете насчитывалось 330 Бонских монастырей. После китайского захвата основная резиденция Бонпо была перенесена в Индию, в деревню Доланджи, штат Химачал Прадеш в предгорьях Гималаев, где она находится и поныне.
Пятая буддистская школа ТибетаПятая буддистская школа Тибета
После посещения в 1977 году Школы Диалектики монастыря Менри в Доланджи Его Святейшеством Далай-ламой XIV, им и тибетским правительством в изгнании Бон был признан пятой буддийской школой Тибета наряду с Ньингма, Cакья, Кагью и Гелуг. Представители Юнгдрунг Бон получили место в Cовете по делам религии в Дхармасале.