Древо Прибежища в традиции Юнгдрунг Бон

Древо Прибежища в традиции Юнгдрунг Бон

Автор:
84 просмотров
В традиции Юнгдрунг Бон собрание божеств и объектов почитания называется Древо прибежища. Тибетское слово цокшинг буквально переводится как Поле накопления, поскольку высказывая свое почтение и делая подношение этому собранию, мы накапливаем добродетельную заслугу. Древо прибежища состоит из просветленных божеств и защитников, которые символизируют Просветленное тело Будды, ступ, которые символизируют Просветленный ум Будды, и текстов и мантр, которые символизируют Просветленную речь Будды. Внизу Древа прибежища располагаются непросветленные, но мощные мирские защитники, которые дали клятву защищать Учение.

Самое известное изображение Древа прибежища в Юнгдрунг Бон относится к традиции монастыря Менри. Эта тханка служит хорошей поддержкой визуализации во время практики.
 Древо прибежища в традиции Менри.jpg

Древо прибежища в традиции Менри

На тханке изображены линии передачи Сутры, Дзогчен (Шанг Шунг Ньенгью, Дракпа Корсум и Атри) и Тантры. Все эти линии соединяются в основателе монастыря Таши Менри – Ньямме Шерабе Гьялцене. Под ним изображена линия настоятелей монастыря Менри, под которыми располагается коренной учитель в форме божества Шенла Окар.

Слева изображены девять Будд прошлого, настоящего и будущего, справа – свастикасаттвы, или Юнгдрунг семпа. Под ними собрание дакинь, или кхандро. На том же уровне справа изображено собрание йидамов. 

Внизу слева располагаются девять мужских защитников учения Юнгдрунг Бон и восемь женских. В самом низу тханки изображены восемь субстанций, семь драгоценностей, пять видов объектов и восемь благоприятных символов, которые подносят львы.  Схема Древа прибежища традиции Менри Юнгдрунг Бон .jpg

Схема Древа прибежища традиции Менри Юнгдрунг Бон

Линия преемственности настоятелей монастыря Менри

1. Блистательный учитель, суть всех Победоносных, Шенла Окар. Он проявляет «Тело совершенной радости» (Дзоку) и носит тринадцать украшений. Его тело обладает 32 большими и 80 малыми признаками совершенства и излучает 40 миллионов лучей света.

2. Тот, кто объединил три ветви учения, Второй Будда, Владыка Учения Ньямме Шераб Гьялцен, который изображен в одежде полностью посвященного монаха. Он был настоятелем известного монастыря Йеру Венсакха в тибетской провинции Цанг, который был разрушен наводнением в 1386 году. В 1405 году Ньямме Шераб Гьялцен основал монастырь Таши Менри линии Бон Дру и перенес туда ценные предметы-благословения, которые нашел в развалинах монастыря Йеру Венсакха. В лучшие годы монастырь Таши Менри мог вместить более 300 монахов. 

3. Преемник Ньямме Шераба Гьялцена - Ринчен Гьялцен. Он стал настоятелем в 1415 году.
4. Великий настоятель Намка Йеше, 1446
5. Кунзанг Гьялцен, 1464

  • Тензин Ринчен Гьялцен, 1485
  • Цултрим Гьялцен, 1511
  • Сонам Йеше, 1532
  • Сонам Юнгдрунг, 1575
  • Шецу Друнгму, 1610
  • Шераб Озер, 1647
  • Юнгдрунг Гьялцен, 1662
  • Шераб Лодро, 1677
  • Шераб Озер, 1686
  • Цугпу Озер, 1697
  • Юнгдрунг Цултрим, 1706
  • Ринчен Озер, 1722
  • Ринчен Лундруб, 1735
  • Шераб Тензин, 1760
  • Шераб Вангьял, 1776
  • Юнгдрунг Вангьял, 1789
  • Пунцок Намгьял, 1805
  • Сонам Лодро, также известный как Шераб Гонгьял, 1810

6. Нангтон Дава Гьялцен, также известный как Сонам Гьялцен. В 1834 году он основал известный монастырь Юнгдрунг Линг.
7. Нима Тензин, 1836. Также он был одним из главных учителей в монастыре Юнгдрунг Линг.

  • Сонам Пунцок
  • Шераб Юнгдрунг
  • Сангье Тензин
  • Тензин Цултрим
  • Пунцок Лодро
  • Гьялва Лодро
  • Тенпа Лодро
  • Нима Вангьял
  • Шераб Лодро, умер в 1963 году в возрасте 28 лет.
  • Сангье Тензинг Йонгдонг, в 1968 году он стал первым настоятелем монастыря Менри в Доланджи, Индии. После возведения на трон как Его Святейшество 33 Менри Тензин он получил имя Лунгток Тенпай Ньима. В 2017 году Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче ушел в нирвану.
Его Святейшество 33 Менри Тензин.jpg

Его Святейшество 33 Менри Тензин

[В настоящее время держателем трона монастыря Менри является Его святейшество 34 Менри Тензин Лунгток Дава Дардже Ринпоче.]

Линия преемственности учителей Устной передачи Шанг Шунг (Шанг Шунг Ненгью)


Линия передачи от Ума к Уму

8. Источник линии передачи - Кунту Зангпо, воплощение «Тела истины», Бонку. Он изображен обнаженным и без украшений.

9. Шенла Окар, Будда Высшего сострадания, воплощение «Тела совершенной радости» (Дзоку), источник всех Учений Тантры. Его сострадание безгранично, и он воплощает в себе все совершенные положительные качества.

  • Гьялва Шенраб, также известный как Тонпа Шенраб Мивоче.
  • Цеме Оден
  • Трулшен Нангден, который проявился в мире богов из Ума Кунту Зангпо.
  • Барнанг Кхуджук, который проявился в мире богов из Речи Кунту Зангпо.
  • Зангза Рингцун, божественное воплощение Великой Матери Шераб Джамма и божественная матерь Чиме Цугпху. Трулшен Нангден спустился на ее правое плечо в форме бирюзовой кукушки и вызвал тонкое, внутреннее тепло. Год спустя она родила Чиме Цугпху. Ее тело золотистого цвета, в правой руке она держит золотую вазу, а в левой – золотые четки.
  • Чиме Цугпху, который учил и Тантре, и Дзогчен.

Начало устной линии передачи

  • Сангва Дюпа, получил передачу от Ума к Уму и первый использовал речь, чтобы передавать учение. Он родился принцем в стране Тазиг и стал распространять Учение среди людей. Поскольку он первый, кто стал использовать речь для передачи учения, его называют Учителем устной линии передачи.

24 мастера Устной линии передачи Шанг Шунг

Все эти 24 мастера происходили из царства Шанг Шунг и использовали речь для передачи Учения. Каждый из них достиг полной реализации Дзогчен и проявил радужное тело. 

  • Йонгсу Дакпа, получил передачу от Сангва Дюпа и распространял учение в мире богов.
  • Любон Банам, получил учение от Сангва Дюпа и распространял учение в мире нагов
  • Мибон Триде Замбу, получил передачу от Сангва Дюпа и распространял учения в мире людей
  • Банам Кёлпо
  • Тришо Гьялва, сын Банама Кёлпо
  • Расанг Бонпо Самдруп
  • Дарма Шераб
  • Дарма Боде
  • Шанг Шунг Бонпо Трипен
  • Муйе Лхагьюнг
  • Машен Лезанг
  • Гершен Такла
  • Рангсанг Бонпо Юнгдрунг Се
  • Сечен Юнгдрунг Пен
  • Гебар Дондруб
  • Гьерпунг Гепен
  • Десе Гегьял
  • Шанг Шунг Намгьял
  • Муйе Лхагьюнг Карпо
  • Шен Хорти Ченпо
  • Шен Донкуп Друппа
  • Расанг Бонпо Пенгьял
  • Гуруб Сега
  • Дава Гьялцен
  • Тапихрица. Он родился в семье кочевников в царстве Шанг Шунг. Когда ему было 11 лет, он получил полное посвящение Великого Совершенства Дзогчен от своего учителя Давы Гьялцена и отправился в пещеру, чтобы практиковать там в уединении без перерыва в течение девяти лет. В результате постоянной практики Тапихрица достиг состояния будды, растворив свое физическое тело в радужном свете. После этого он проявился в виде простого мальчика, став пастухом в богатой семье Юнгдрунга Гьяла в области, где практиковал Нангжер Лодпо. Тапихрица видел, что тот был подходящим учеником, однако его ум был омрачен гордостью. Встретившись с медитирующим Нангжером Лодпо, Тапихрица начал с ним беседу об Учении, в течение которой Лодпо высокомерно отказывался верить воззрениям пастуха. Но в какой-то момент он поднял взор к небу и увидел сидящим на радуге обнаженного мальчика с белым телом. Тут же оказался Юнгдрунг Гьял, и мальчик, выпрямившись в пространстве, молвил: «Я Тапихрица. И я явился к вам». Гордыня была сломлена, и Нангжер Лодпо и Юнгдрунг Гьял попросили Тапихрицу стать их учителем.
  • Гьерпунг Нангжер Лодпо, три раза встречался с Тапихрицей и прожил 573 года.
Устная Линия передачи Великого Совершенства.jpg

Линия мастеров передачи Устной традиции Шанг Шунг до VIII века

Шесть йогинов из Шанг Шунга

  • Гьялцик Шечунг впервые услышал учение, когда ему было 72 года. Он прожил 317 лет и реализовал радужное тело.
  • Му Шен Цоге. Когда ему было 3 года, Нангжер Лодпо признал в нем подходящего ученика, и в возрасте 19 лет он получил учение. Мушен Цоге прожил 173 года и реализовал радужное тело.
  • Му Гьершен Цотанг,  прожил 113 лет и реализовал радужное тело.
  • Му Шодрам Ченпо, прожил 117 лет и реализовал радужное тело.
  • Му Гьялва Лодро, был помощником Му Шотрама Ченпо в течение девяти лет, прежде, чем тот передал ему Учение. Он прожил 270 лет и реализовал радужное тело.
  • Понгьял Ценпо, также известный как Пончен Ценпо. Он очистил все загрязнения своего физического тела, и поэтому ему не надо было питаться для поддержания жизни. Он прожил 1600 лет, и его тело не показывало признаков старения. Потом он принял форму бирюзовой кукушки и улетел на юго-запад для того, чтобы усмирять демонов.

Далее линия делится на Верхнюю и Нижнюю системы передачи


Верхняя система передачи

Шесть святых, достигших реализации

Эти ученики получили Четыре цикла Передачи наставлений (Ка Гью Кор Ши), но не Передачу опыта (Ньям Гью).

  • Гуге Лоден, получил учения от Понгьяла Ценпо. В детстве он пас коз, и ему часто снилось, что с ним разговаривает голубая кукушка. Однажды он увидел, как эта птица спустилась с неба перед ним. Когда он подошел поближе, то увидел, что это не птица, а йогин в голубых одеждах. Это был Понгьял Ценпо.
  • Пуренг Кунга, практиковал в области рядом с горой Тисе. Он следовал наставлениям своего учителя по Дзогчен и достиг реализации за один месяц.
  • Налджор Сечог, показал множество чудес.
  • Кьюнгчи Мутур, был бродячим йогином.
  • Дева Рингмо
  • Тогме Жигпо, прожил большую часть жизни в пещере. Он дал полную передачу учения Янгтону Шерабу Гьялцену, который также получил полную передачу Нижней системы учений и таким образом объединил две передачи.

Нижняя система передачи

  • Лхундруб Мутхур
  • Шенгьял Лхаце, прожил 113 лет
  • Лхагом Карпо, прожил 97 лет
  • Нгодруб Гьялцен, был сыном Лхагона Карпо. Он просил своего отца передать ему учение, но отец отказал ему, сказав, что делал гадание и получил ответ, что его сын – не подходящая кандидатура для передачи учения. Тогда Нгодруб покинул свою жену и ребенка и пошел учиться к буддийским мастерам. Вскоре после его отец пересмотрел свое решение и согласился учить его. Нгодруб Гьялцен прожил 73 года.
  • Оргом Кундул прожил 80 лет. У него было мало последователей в традиции Бон, но к нему приходили за учением множество практикующих буддизм.

Верхняя и Нижняя системы передачи объединились в Янгтоне Шерабе Гьялцене


  • Янгтон Шераб Гьялцен родился в известном роду Янгтон в Долпо в XI веке. Он получил полную передачу Верхней и Нижней систем передачи и таким образом объединил их. Из сострадания он записал некоторые из учений, а также свои комментарии к ним. Согласно пророчеству, он должен был прожить 75 лет, но из-за того, что записал тайные учения, умер в возрасте 63 лет.

В этом месте линия опять разделяется, на Южную и Северную. Ниже список учителей Южной линии передачи.

  • Дампа Бумдже, сын Янгтона Шераба Гьялцена, распространял учение Бон в Долпо, Мустанге и Западном Тибете. После смерти отца Дампа получил учения от своей матери, и благодаря глубокому медитативному опыту добавил свои собственные учения к учениям отца в Передаче опыта.
  • Лу Драгпа Таши Гьялцен, также был сыном Янгтона Шераба Гьялцена. В отличие от брата он был странствующим йогином.
  • Тогден Бонпо Йеше Гьялцен. Его мать была дочерью Янгтона Шераба Гьялцена, а отец – бандитом, и Тогден Бонпо участвовал в грабежах вместе с ним. Однажды его отца убили во время драки, а сам он был серьезно ранен. Поправившись, он решил отомстить обидчикам, но спустя какое-то время устал от борьбы и пошел к своему дяде, Дампа Бумдже, чтобы научиться читать и изучать тексты. Однако, прогресс в обучении был слишком медленным, и Тогден Бонпо пошел к другому дяде, Лу Дракпа, и попросил его дать учения, для которых не требовалось умения читать. Получив учения Шанг Шунг Ньенгью, он стал их практиковать и достиг реализации.
  • Янгтон Гьялцен Ринчен, с 8 до 21 года практиковал Тантру, а в 21 год получил учения Дзогчен. Он основал монастырь Самлинг в Долпо.
  • Чикчо Депа Шераб, также известен как Токден Депа Шераб.
  • Дручен Гьялва Юнгдрунг, 1242-1290. У него было четыре брата, и он получил монашеские обеты у старшего из них. Он был одним из настоятелей монастыря Йеру Венсакха, который был основан его семьей. Дручен Гьялва Юнгдрунг написал много молитв, наставлений и комментариев и собрал учения Шанг Шунг Ньенгью в руководство, известное как Чак Три.
  • Рипа Шераб Лодро, родился в Долпо и много путешествовал по Тибету.
  • Йеше Ринчен
  • Рангдрол Лама Гьялцен, часто участвовал в дебатах с буддийскими монахами, в том числе с Цонгкапой.
  • А Тог Шераб Гьялцен, был личным помощником Дру Гьялва Юнгдрунга. Он проявил множество признаков реализации и прожил 120 лет.
  • Карца Сонам Лодро

Патон Тенгьял Зангпо объединил Южную и Северную линии передачи


  • Патон Тенгьял Зангпо, проявил множество знаков реализации и, говорится, совершал обход горы Тисе в виде стервятника.
  • Тогден Шепал
  • Намка Озер
  • Юнгдрунг Йеше
  • Ринчен Лодро

Линия преемственности Учителей Великого Совершенства (Дзогчен) традиции «Тройного Провозглашения» (Драгпа Корсум)


10. Источник линии, Шенла Окар. Он является воплощением «Тела совершенной радости», Дзоку, и носит соответствующие украшения.

11. Пять Семейств Победоносных, которые вышли за пределы блаженства, также известные как пять Будда семей.

  • Чиме Цугпху, предыдущее воплощение Тонпа Шераба Мивоче.
  • Лхашен Йонгсу Дакпа, один из шенов мира богов, который получил учение от Чиме Цугпу.
  • Милю Самлек, один из шенов мира людей, который получил учение от Циме Цунпу. Он родился в стране Тазиг и с юности славился своим умом.
  • Лушен Йеше Ньингпо, один из шенов мира нагов, получивший Учение от Чиме Цугпху
  • Озер Пакме, учитель из страны Тазиг
  • Мюнпо Кунсал
  • Трулшен Нангден
  • Сангва Дюпа, был рожден принцем в стране Тазиг, главный ученик Чиме Цугпху
  • Тонггьюнг Тучен
  • Себон Шари Учен
  • Чеца Карбу
  • Ньячен Лишу Такринг, родился девочкой, в результате практики превратился в мужчину, так как царю нужен был наследник. Автор коренного текста, относящегося к Линии «Три Цикла провозглашений Великого Совершенства».

Великий йогин Лишу Такринг.jpg

Великий йогин Лишу Такринг

  • Де Бон Гимца Мачуг
  • Друбчен Чогье
  • Чоза Бонмо
  • Жотон Нгодруб Дракпа, был проявлением Лишу Таринга и тертоном, который открыл тайные тексты за статуей Вайрочаны в Лодраке, которые спрятал там Лишу Таринг во время гонений на Юнгдрунг Бон.
  • Гьятон Жоде
  • Жигпо Нангсен
  • Гьятон Нгакпал
  • Йотон Лхунпал
  • Сенге Друкдра
  • Бонжик Лоде
  • Токден Юнгрин
  • Кхецун Шердруп
  • Йонтен Сенге
  • Второй Победоносный Будда и основатель монастыря Таши Менри, Ньямме Шераб Гьялцен, 1356-1415.

На тханке изображены линии передачи Сутры, Дзогчен (Шанг Шунг Ньенгью, Дракпа Корсум и Атри) и Тантры. Все эти линии соединяются в основателе монастыря Таши Менри – Ньямме Шерабе Гьялцене. Под ним изображена линия настоятелей монастыря Менри, под которыми располагается коренной учитель в форме божества Шенла Окар.
Слева изображены девять Будд прошлого, настоящего и будущего, справа – свастикасаттвы, или Юнгдрунг семпа. Под ними собрание дакинь, или кхандро. На том же уровне справа изображено собрание йидамов.

Внизу слева располагаются девять мужских защитников учения Юнгдрунг Бон и восемь женских. В самом низу тханки изображены восемь субстанций, семь драгоценностей, пять видов объектов и восемь благоприятных символов, которые подносят львы.

Линия преемственности Учителей Дзогчен традиции «Глубокого постижения Изначального А» (А ТРИ)


12. Гонгдзо Ритропа, основатель линии. Его часто называют Дампа, святой. Он проявлял множество признаков реализации, например, летал по небу и оставлял отпечатки ладоней и ступней в камнях. И хотя большую часть времени он посвящал медитации, он также написал несколько текстов и оставил собственный терма.

Основатель_линии_А_Три_Гонгдзо_Ритропа.jpg

Основатель линии А Три Гонгдзо Ритропа

13. Гомчен Барва, был выдающимся йогином, известным своим необычным поведением. Однажды Гонгдзо Ритропа взял Гомчена на болотистый луг и попросил его прыгнуть как можно дальше. Попытавшись прыгнуть, Гомчен поскользнулся и упал, больно ударившись. В этот момент он достиг духовной реализации. Гомчен не стал принимать монашество и прожил всю жизнь мирянином. У него было много учеников и в конце он реализовал радужное тело.

  • Кьюнгом Джойюнг
  • Дампа Цулше
  • Йорпо Мепал
  • Дюци Гьялцен
  • Лодро Гьялцен
  • Друлва Гьялцен
  • Гьялва Юнгдрунг
  • Намкха Озер, младшиый брат Гьялва Юнгдрунга
  • Сонам Гьялцен,  1268-1321, племянник Гьялва Юнгдрунга
  • Сонам Лодро, 1277-1341.
  • Намгьял Кара
  • Ринчен Лодро


Линия преемственности Учителей «Совершенной монашеской дисциплины»


14. Шенраб Миво Трицук Гьялва – это имя принял Тонпа Шенраб Мивоче, приняв монашеские обеты в возрасте 31 года. Хотя он уже был полностью просветленным существом, он показал пример пути отречения от мирской жизни.

Тонпа_Шенраб_в_облике_монаха_Трицука_Гьялвы.jpg

Тонпа Шенраб, проявив себя как монах Трицук Гьялва, показывает путь отречения

15. Цукшен Гьялва

  • Дрангсонг Гьялва, один из восьми сыновей Тонпа Шенраба
  • Цугсе Мало 
  • Триде Кунгдраг
  • Мучо Демдруг
  • Муца Трахе, родился в древней стране Тазиг. Он был одним из Шести переводчиков, которые записали слова Будды Тонпа Шенраба и принесли его учение в свои страны.
  • Триде Опо
  • Лханглханг Цугпу
  • Дангва Иринг
  • Тхукар Йеше
  • Гунгрум Йеше
  • Олха Салвар
  • Дзутрул Йеше
  • Йеше Цултрим
  • Юнгдрунг Цултрим
  • Цугпу Цултрим
  • Гачу Гьялва
  • Ягонг Гьялва
  • Децун Рапсал
  • Джоцун Йеше
  • Музи Салзанг, был воплощением Мучо Демдрука. Во времена гонений он ушел в ретрит в пещеру и погрузился в медитацию прекращения. Спустя сотни лет Трибар Цултрим нашел его в этой пещере.
  • Трибар Цултрим, был воплощением Цугшена Гьялва. Он родился принцем, но в силу обстоятельств был изгнан в Монголию, где стал слугой местного правителя. Однажды, когда он пас лошадей, он зашел в пещеру, внутри которой заметил странное свечение. Там он увидел фигуру монаха, чьи волосы отросли до земли. Трибар Цултрим, тут же ощутив кармическую связь с этим монахом, стал простираться перед ним и просить его выйти из медитации. День за днем он приходил в пещеру. Сначала монах пошевелил одной бровью, но на третий день он закричал: «Кто мешает мне, человек или не человек?» Трибар Цултрим ответил, что хочет стать учеником монаха. Тот согласился и дал ему полное посвящение в монахи. Этим медитирующим был Музи Салзанг.
  • Гьялва Цукпу, проявление Тобу Бумсанга, сына Тонпа Шенраба
  • Цугпху Цултрим
  • Лачен Мутхур, родился в 952 году нашей эры. Также известен под своим монашеским именем Шераб Цултрим. У него было много учеников, как буддистов, так и последователей традиции Юнгдрунг Бон.
  • Нёцун Рингьял, воплощение Триде Опо
  • Кунга Цултрим, воплощение Лханглханга Цугпу
  • Ринчен Цугпу, воплощение Дангвы Ринг Йи
  • Прапху Цултрим, воплощение Туккара Йеше
  • Цултрим Йеше, воплощение Гангрума Йеше
  • Шелцун Юнгдрунг, воплощение Олха Салвар
  • Юнгдрунг Гьялцен, воплощение Йеше Цултрима
  • Кхенлоп Намньи
  • Дампа Гондзо, воплощение Сертока Чеджама и основатель линии А Три
  • Шераб Озер
  • Шентон Намкха, воплощение великого ламы Дренпа Намкха
  • Йерпо Мепал, воплощение великого ламы Дренпа Намкха
  • Дуци Гьялцен
  • Дарма Гьялцен, воплощение Хрипа Гьерме
  • Цултрим Лама
  • Джогон Мартон
  • Партханг Шангтон
  • Сумтон Кхабум
  • Джогон Лодро
  • Йеше Лодро, в 1773 году построил храм Серго Трамо Цукла в Дардинге
  • Дулва Лодро
  • Шераб Лодро
  • Юнгдрунг Йеше
  • Цултрим Йеше, был настоятелем, который дал обеты Ньямме Шенрабу Гьялцену

Линия преемственности Учителей «Тайной Тантры»

Поскольку это линия тантры, мастера этой линии носят одежду йогинов, тертонов или монахов. Все они достигли полной реализации в практике.

16. Трулшен Нангден, воплощение Тонпа Шенраба.

17. Зангза Рингцун, воплощение просветленной любящей матери Шераб Джамма, получила учения Тайной Материнской тантры от Изначального Будды.

  • Чиме Цугпу, чудесным образом рожденный сын Зангза Рингцун.
  • Сангва Дюпа упоминается в некоторых текстах как предыдущее воплощение Будды Шакьямуни.
  • Тагла Мебар, принц страны Тазиг
  • Лхашен Йонгсу Дакпа, распространял учение среди богов
  • Милю Самлег, составил комментарии для каждого из трех циклов Материнской Тантры: внешней, внутренней и тайной. Он распространял учения в мире людей.
  • Лундруб Йеше Ньингпо был долгожданным ребенком у своих родителей. Он родился после того, как они сделали подношение лу, или нагам, и распространял Учение в мире нагов.

Лама_Лхудруб_Йеше.jpg

Лама Лундруб Йеше Ньингпо

  • Нангва Докчен, передал учение сыну первого царя Тибета.
  • Мутри Ценпо, сын первого царя Тибета, Ньятри Ценпо, который пригласил 108 известных ученых Шанг Шунга в Тибет. После него эти учения не передавались в течение трех поколений из-за политических препятствий.
  • Хара Чипар, получил учения от четырех дакинь земли, огня, воды и воздуха с целью сохранить Учение и не допустить его упадка.
  • Таквер Ливер, женщина-практик, которая достигла сверхъестественных способностей. Она могла укрощать диких животных и также принимать любую форму по своему желанию. Ей подчинялись духи земли и воды. Прожив 360 лет, она реализовала радужное тело.
  • Ану Трагтхаг, практиковал на горе Тисе (Кайлаш) и прожил 255 лет.
  • Сене Гау родился в царстве Шанг Шунг. Говорится, что он мог излечивать проказу взглядом, а в конце жизни реализовал радужное тело.
  • Тхами Тхеке, прожил 277 лет и обрел сверхъестественные способности.
  • Шепу Ракхук, обрел сверхъестественные способности и прожил 200 лет.
  • Зингпа Тхучен, прожил 261 год
  • Пебон Токце
  • Пхебон Тхогтрул, прожил 135 лет

Четыре великих ученых, которые перевели множество текстов Юнгдрунг Бон с языка Шанг Шунг на тибетский.

  • Тонггьюнг Тучен
  • Шари Учен, чьим воплощением считается Шардза Таши Гьялцен Ринпоче.
  • Гьимца Мачунг
  • Чеца Карпу
  • Шрипа Гьерме
  • Муца Гьерме передал в видении текст «Зиджи» мастеру XIV века Лодену Ньингпо.
  • Дренпа Намка родился в 753 году. Есть три воплощения Дренпа Намка: 1) Дренпа Намка из страны Тазиг 2) Дренпа Намка из царства Шанг Шунг, который был принцем и которого часто называют Ла Чен, Великий лама. Именно он женился на индийской девушке из касты брахминов, и у них родились близнецы Цеванг Ригдзин и Пема Тонгдрол. 3) Дренпа Намка из Тибета, который спас множество текстов Юнгдрунг Бон от разрушения во времена гонений на Бон со стороны царя Тибета Трисонга Децена.
Лама_Дренпа_Намка.jpg

Лама Дренпа Намка

  • Шенчен Луга, 996-1035, был воплощением Тонгьюнга Тучена и тертоном.
  • Герми Ньи О, родился в царстве Шанг Шунг и был тертоном. Он прожил триста лет.
  • Матон Солдзин, был тертоном, который открыл множество текстов, включая ритуал призывания защитницы Сипе Гьялмо.
  • Йилтон Кьюнгоцал, родился в 1198 году и был великим тертоном, который открыл множество текстов, включая текст практики защитника и йидама Гекхо.
  • Дручен Намкха Юнгдрунг
  • Вангден Жуйе Лекпо, был одним из главных учеников Шенчена Луга и  его помощником. Он основал известный монастырь Рижинг.
  • Патон Палчок Зангпо, был одним из последних учеников Шенчена Луга.
  • Меу Лхари Ньенпо, составил длинную версию Праджняпарамиты Юнгдрунг Бон, которую открыл в качестве терма Шенчен Луга.
  • Друша Кьюунги Гьялцен, был сыном Дручена Намка Юнгдрунга.
  • Друша Джецун
  • Друтон Нигьял
  • Йорпо Мепал, 1134-1168
  • Нё Цултрим Гьялцен
  • Дрогон Дуци Гьялцен
  • Дрогон Лодро Гьялцен, 1198-1263, также известен как Ажа Лодро Гьялцен.
  • Дулва Гьялцен
  • Друтон Гьялва Юнгдрунг
  • Намкха Озер
  • Сонам Гьялцен
  • Сонам Лодро
  • Намкха Сонам
  • Цеванг Гьялцен
  • Намкха Ринчен
  • Намгьял Кара
  • Кхедруп Ринчен Лодро

Собрание Совершенных Будд Трёх Времён

18. Шенраб Миво Кунле Нампар Гьялва – Будда настоящего времени и основатель традиции Юнгдрунг Бон. Он появился в мире людей, когда продолжительность человеческой жизни равнялась примерно ста годам.
19. Юнгдрунг Тугше Гьялва
20. Себу Мало, один из главных учеников Шенраба Миво
21. Сепу Юло, один из главных учеников Шенраба Миво
22. Тобу Бумсан, старший сын Тонпа Шенраба Миво. У него была группа учеников, которые преимущественно практиковали учение Дзогчен.

Семь Будд Прошлого
23. Нангва Рангджунг Тугджечен, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 100 000 лет.
24. Гева Кхорва Кундрен, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 80 000 лет.
25. Кунше Ньонгнмонг Тугсе, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 60 000 лет.
26. Лека Цеме Тукжечен, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 40 000 лет.
27. Ньомпа Тхамче Чензиг, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 20 000 лет.
28. Чампа Тригьял Кхугпа, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 10 000 лет.
29. Дакпа Тогьял Йекхьен, проявился в мире, когда продолжительной человеческой жизни составляла примерно 1 000 лет. Он был старшим братом Тонпа Шенраба Миво в мире богов.

30. Будда Будущего — Джамден Рангма Медрон. Согласно пророчеству он проявится в мире, когда продолжительность человеческой жизни будет составлять 10 лет. Он был младшим братом Тонпа Шенраба Миво мире богов.

Джамден_Рангма_Медрон,_Будда_Будущего.jpg

Джамден Рангма Медрон, Будда Будущего.

31. 1002 Будды Благой Кальпы
32. Будды десяти сторон света

Свастикасаттвы, или Юнгдрунг Семпа

Практики, которые развили совершенное сострадание, а также намерение достичь просветления ради блага всех существ, называются «семпа» (санскр. бодхисаттва) — «воины ума» или «герои ума». На Древе прибежища в традиции Юнгдрунг Бон изображены Великие Юнгдрунг семпа – воины ума, которые достигли одной из первых семи бхуми, которые все еще считаются нечистыми, и Непревзойденные Юнгдрунг семпа, которые достигли одной из последних трех, чистых, бхуми.

Юнгдрунг семпа могут проявляться как любое существо ради блага других.

Древо прибежища в традиции Юнгдрунг Бон.jpg

 33. Дунг Цоп Мучо Демдрук, проявление Речи Просветленного Тонпа Шераба. В год деревянного дракона в 6016 г. до нашей эры он спустился из страны Олмо Лунгрик на землю для того, чтобы приносить пользу чувствующим существам. Это произошло спустя 1801 год после того, как Тонпа Шенраб ушел в паринирвану. В течение этого времени появились многие ученые. В год водяного кролика в 5717 г, до нашей эры он ушел в мир полубогов, чтобы давать учение там.

34-41. Юнгдрунг семпа Десяти Ступеней Пути Медитации
42. Юнгдрунг семпа Пути видения
43. Юнгдрунг семпа Пути подготовки
44. Юнгдрунг семпа Пути накопления

Собрание Дакинь

Дакиня (тиб. кхандро) буквально означает «идущая по небу», или «та, что движется по небу». Дакини — это существа женского пола, которые защищают Учение, а также даруют духовные достижения. Есть различные классификации дакинь, та, что представлена ниже, дана по Цок Жинг. Каждая из дакинь носит украшения из человеческих костей.

45. Калпа Зангмо, у нее одно лицо и четыре руки.
46. Мийо Тенма.
47. Декма Кундрол.
48. Кьема Оцо, Кхандро материнской тантры.
49. Намка Деден.
50. Дакпа Кунду.
51. Салва Дробеб.
52. Тукдже Кундрол, Кхандро Туммо и Ца Лунг.

Дакиня Калпо Зангмо.png

Дакиня Калпо Зангмо

Дакини действия
53–56. Ургьен Кхандро, дакини из страны Уддияна.
57. Чоза Бонмо, дакиня женской линии Йетри Тасел Дзогчен.
58. Оден Барма, спутница йидама Дренпа Намкха.
59-62. Гьягар Кхандро, дакини из Индии
63. Друше Кхандро, дакиня из Друша.

Звериноголовые дакини
64. Дурдже У, дакиня с головой цапли.
65. Парве У, дакиня с головой койота.
66. Чусин У, дакиня с головой крокодила.
67. Дуктрул У, дакиня с головой ядовитой змеи.
68. Че Чанг У, дакиня с головой шакала.
69. Сенге У, дакиня с головой льва.
70. Кхунгьи У, дакиня с головой гаруды.
71. Такги У, дакиня с головой тигра.
72. Зикги У, дакиня с головой леопарда.
73. Домги У, дакиня с головой медведя.
74. Дрекьи У, дакиня с головой желтого медведя.
75. Кхате У, дакиня с головой вороны.

Собрание Йидамов

Йидамы — это просветленные существа, проявившиеся в особой форме, воплощающей в себе определенные просветленные качества. Медитируя на йидама, практик может развить эти качества себе.

76. Жива Куннаг Кхьяппа,представляет всех мирных йидамов.
77. Трово Цочог Кхагьинг, воплощение просветленного ума Будды Тонпа Шенраба Мивоче.
78. Валсе Нгампа, воплощение Просветленного тела Будды Тонпа Шенраба Мивоче.

Йидам Валсе Нгампа, воплощение Просветленного Тела.png

Йидам Валсе Нгампа, воплощение Просветленного Тела

79. Лхаго Токпа, воплощение Просветленной речь Будды Тонпа Шенраба Мивоче.
80. Сангва Йинг Рол.
81. Цеванг Ригдзин, божество долгой жизни, и поэтому он белого цвета.
82. Магью Сангчок Тхартуг, главное божество Материнской Тантры и также известен как Тукдже Гьялпо.
83. Дренпа Намкха.
84. Бумпа.
85. Рампа.
86. Ролпа.
87. Дюци Юнгдрунг Кьилва.
88. Такла Пудри Марпо.
99. Гекхо Сангва Дракчен, воплощение Просветленных качества Будды Тонпа Шенраб Мивоче.
90. Трово Друксе Чемпа: Этот йидам — воплощение Просветленных качества Будды Тонпа Шенраб Мивоче.
91. Мери Валчен Гекхо.
92. Чидул Йидам Гьяцо Трогьял Ракша Кхагьинг.
93. Сангпур.
94. Валсе Кхьунгнак Трово Карпо.
95. Вал Кхьунг Марпо.
96. Гьепа Куннанг Кхьяпа.
97. Тонпа Шенраб Миво.
98. Сипа Сангпо Бумтри.
99. Лхачен Шенла Окар.
100. Юмчен Сатрик Эрсанг.
101. Шенрап Нампар Гьялва.
102. Намдак.
103. Джамма.
104. Мелха.
105. Кенгце Ленме.
106. Шераб Маве Сенге.

Йидам Маве Сенге.png

Йидам Маве Сенге

107. Дулчок Тонпа Трицук Гьялва.
108. Джамма.
109. Намдак.
110. Монлам Тайе.
111. Менла.
112. Куньинг.
113. Геньен Текпа Лха.
114. Жамден.
115. Дукор.
116. Кунриг.
117. Гьялва Гьяцо.
118. Намджом.

Собрание мужских Защитников Учения Юнгдрунг Бон

119. Драгпа Сенг.
120. Намтель.
121. Гьялпо Шелтраб Чен.
122. Ньипангсе.
123. Джамгон.
124. Абсе.
125. Хурпа.
126. Магпон.
127. Миду Чампа Траго.


Собрание женских Защитников Учения Бон

128. Ригьял Деу Нагмо.
129. Дрелмар.
130. Мугмо Ригьял.
131. Кармо Ригьял.
132. Нагмо Ригьял.
133. Юмсе.
134. Дралама.
135. Менмо.


Благие предметы и символы Учения Бон

136. Восемь субстанций.
137. Семь драгоценностей.
138. Пять священных предметов.
139. Восемь благоприятных символов.


Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором. Original article written by Raven Cypress Wood and published at Nine Ways. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop