Что такое Дзогчен?

Что такое Дзогчен?

Автор:
20865 просмотров
Что такое Дзогчен?

Вершина всех учений

Практикуя Дзогчен, мы наполняем жизнь смыслом. Дзогчен — самая главная драгоценность среди всех возможных, нет ничего ценнее его.
Нима Дондруб Ринпоче, настоятель философского отделения монастыря Менри

Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны.

Это самый быстрый путь к пробуждению (реализации, состоянию будды).

Слово «дзогчен» — сокращенно от дзогпа ченпо — переводится с тибетского как «великое совершенство» (дзогпа — «совершенство», «завершенность», ченпо — «великий», «большой», «огромный»). 

Почему «совершенство»?«Почему совершенство»?

Потому что в этом учении собраны все благие качества учений Сутры и Тантры. Совершенство абсолютного сострадания, совершенство четырех безмерных1, совершенство способности помогать — эти и другие благие качества всех остальных колесниц присутствуют в Дзогчене в абсолютном, идеальном совершенстве. Просветленный Великого Совершенства обладает всеми благими качествами всех других колесниц.

Почему «великое»?Почему «великое»? 

Дзогчен стоит выше всех остальных колесниц, так как эта практика дает возможность достичь состояния будды максимально быстро. Но и сила ума, способности, требуются самые большие.

Таким образом, Дзогчен — это вершина всех учений, наивысшее из всех воззрений и практик, существующих в Юнгдрунг Бон и тибетском буддизме.

Источники учения Дзогчен

В школах бонпо и ньингма учения Дзогчена одинаковы, а линии передачи — разные. В этом их главное отличие.
Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

Наставления по Великому Совершенству можно найти только в старых, дореформенных тибетских школах – Ньингма и Бон

В обеих школах считается, что это знание появилось не в Тибете – оно пришло из Центральной Азии, в Центральный Тибет его позже (в VIII веке) принесли учителя, которых называли «махасиддхами» или «великими совершенными». 

Последователи Ньингма получили передачу от махасиддхи Шрисимхи, жившего в Северной Индии, а бонпо – от линии махасиддх, живших в окрестностях горы Кайлаш и «страны озёр» Шанг-Шунг2 на западе и севере Тибета.

Таким образом, существуют две древние аутентичные линии передачи этого учения – буддийская и бонская. 

Бонская линия передачи1. Бонская линия передачи

В 1857 году до н.э. в местности Олмо Лунгринг Шанг-Шунга, напротив горы Кайлас и озера Манасаровар родился учитель Шенраб Миво (будда Тонпа Шенраб). 

Он передал своим ученикам, одаренным высшими способностями, таким, как Йонгсу Дагпа, сын Лхараб Ода, знание о Великом Совершенстве, изложив его сущность в кратком учении, названном на языке Шанг-Шунга I thi ku yig khri rtse u pa tan tra thad do ci et en, а по-тибетски rDzogs pa chen po byang chub sems kyi gnad byang thig ie nyag gcig e ma ho, то есть «Чудесная и единственная сфера: метод познания изначальной природы полного совершенства». 

Это учение последовательно передавалось двадцатью пятью поколениями учителей до появления в Тибете Нагшер Ледпо, великого учителя Бон, которому оно обязано своим широким распространением. 

В наше время оно известно под названием «Устная передача Дзогчен Шанг-Шунга» («Шанг Шунг Ньенгью»). 

Буддийская линия передачи2. Буддийская линия передачи

28 лет спустя после смерти или паринирваны Будды Шакьямуни (516 г. до н.э.), в Уддияне на острове Дханакоша родился нирманакайя3 Гараб Дордже, который передал своим достойным последователям Манджушримитре и другим знание состояния спонтанного присутствия. Эти учения затем были постепенно введены в Тибет Падмасамбхавой, великим учителем, также родом из Уддияны, Держателем Знания Вималамитрой и великим тибетским переводчиком Вайрочаной. В настоящее время они включены в 3 раздела Дзогчена:

1. Раздел Природы Ума — Семде (с. Cittavarga; т. Sems-sde), включающий 21 тантру, главная из которых — «Царь, который создаёт всё».

2. Раздел Изначального Пространства — Лонгде (с. Abhyan-taravarga; т. kLong-sde), включающий 10 тантр, главная из которых — «Царь бесконечного мира».

3. Раздел Тайных Наставлений — Менгагде (с. Upadesa-varga; т. Man ngag sde), включающая 17 тантр, главная из которых — «Звук, выходящий за пределы».

Три традиции бонского Дзогчен

Хотя все три течения Дзогчен имеют свои собственные предварительные практики и преемственные линии мастеров, передающих учения, сущность и цель всех трех одна: введение в естественное состояние Дзогчен.
Тензин Вангьял Ринпоче

В Юнгдрунг Бон существует три различные линии передачи учения о Великом Совершенстве, которые в совокупности своей называются «А-дзог-ньян-сум». Первые две представляют собой традиции терма4, основанные на найденных текстах-сокровищах, а третья – устная традиция (ньенгью), основанная на непрерывной передаче учения от реализованных мастеров.

Вот эти три линии передачи:

Атри1. Атри

Первый цикл наставлений называется «Атри», что означает «Учение, ведущее (три) к Изначальному состоянию (а)». Тибетская буква А белого цвета символизирует изначальную мудрость. 

Основал эту традицию Метон Гонгдзад Ритрод Ченпо, которого часто называли просто Дампа — «святой человек». Он взял эти наставления из цикла текстов Кхрогью. Вместе с Жиба-дон-гьи-кор эти тексты представляют собой цикл наставлений Чьипунг-янлаг-ги-кор, относящийся к Отцовским тантрам (пхагью), происхождение которых возводят к Тонпа Шенрабу в облике Чиме Цугпху. 

К этим собраниям текстов Метон добавил собственное терма ума (гонгтер) и организовал практику в виде цикла из восьмидесяти сессий медитации. Он занимает несколько недель и называется «Атри-тхун-цхам-гьядчупа». Наставления были сгруппированы в три раздела: о воззрении (тава), медитации (гомпа) и поведении (чодпа). Того, кто успешно прошёл цикл из восьмидесяти медитаций, называли «тогдан», что означает «обладающий пониманием».

Позже преемники его учения сделали эту систему более компактной. В XIII веке Аза Лодо Гьялцен сократил количество сессий до тридцати, а позже в том же столетии Дручен Гьялва Юнгдрунг написал практическое пособие, в котором количество сессий в ретрите (тхун-цхам) сократилось до пятнадцати. Это популярное пособие называется Атри-тхун-цхам-чонгапа. 

В 20-м веке великий бонский мастер Шардза Ринпоче (реализованный мастер, закончивший свой земной путь проявлением радужного тела) написал обширные комментарии на систему Атри и на связанный с ней тёмный ретрит (мун-цхам). Традиция Атри, в которой практика систематизирована и последовательно изложена в виде определённого количества сессий, во многом похожа на Дзогчен-семде школы Ньингма.

Дзогчен2. Дзогчен

Здесь это слово обозначает не Великое Совершенство в целом, а его определённую передачу, корневым текстом которой является Дзогчен-янгце’и-лонгчен — «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство», найденный великим тертоном5 по имени Жодтон Нгодруб Драгпа в 1080 году. Эта находка была частью знаменитого цикла текстов-терма, спрятанных под статуей Вайрочаны в храме Кхумтинг в Лходраке. Считается, что корневой текст этой передачи был создан в VIII веке бонским мастером Лишу Тагрингом.

Ньенгью3. Ньенгью

Третий цикл передачи данного учения в традиции Бон представляет собой непрерывную линию устной передачи, восходящую к Шанг-Шунг. 

«Ньенгью» в буквальном переводе означает «устная передача», хотя большинство текстов этой традиции существовало в письменной форме даже в самый ранний период. Одним из примеров такой «устной традиции» является ньенгью из Шанг-Шунга — текст, который в VIII веке учитель Тапихрица разрешил своему ученику по имени Гьерпунгпа записать в форме сущностного тайного устного наставления (мангак, на санскрите «упадеша»).

Эта традиция особенно важна для исследования исторических истоков Дзогчена, поскольку она не прерывалась как минимум с VIII века нашей эры.

Некоторые мастера преемственных линий являются носителями всех трех течений. В Тибете эта передача учений от мастера к ученику, который в свою очередь также становится мастером, передающим учение своему собственному ученику, называется «горячей», поскольку личная передача непосредственного переживания служит ее защитой и помогает оставаться живой, не превращаясь в нечто холодное и просто интеллектуальное, полученное из книг и концептуального размышления.

Естественное состояние ума

Ум — это непрекращающийся поток мыслей, которые возникают, а потом исчезают. Он обладает способностью оценивать, рассуждать, воображать и так далее, и всё это в рамках времени. Но за пределами нашего ума, за пределами наших мыслей существует нечто, называемое природой ума, — истинное состояние ума, которое не ограничено никакими рамками.
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче

Практикуя Дзогчен, мы можем достигнуть состояния будды за одну жизнь в одном теле, пребывая в так называемом «естественном состоянии ума»

Естественное состояние является изначально чистым. В нем никогда не было никаких омрачений, в отличие от нашего обычного мыслящего ума и сознания. 

Оно — словно природа зеркала, обладающего способностью отражать все, что перед ним поместят. Все видимости есть проявления ума, подобные отражениям в зеркале, и в них нет ничего дурного или нечистого. 

Все полностью совершенно так, как оно есть, как проявление энергии природы ума. Это похоже на светлые и темные облака, плывущие по небу у нас над головой: когда они исчезают, не остается никаких следов. 

Для того, чтобы на личном опыте постичь это состояние, необходимо изучить, что из себя представляет и как работает ум, получить ознакомление с его основой и освободиться от власти обманчивого восприятия. 

Когда мы вступаем на путь Великого Совершенства в качестве практиков, нам для начала необходимо прямое введение в естественное состояние, которое бы нам дал тот, кто сам непосредственно его пережил. Поэтому очень важно иметь хорошего учителя и получить от него ясные указания, питать к нему и к наставлениям глубокое уважение, развивать в себе способность выполнять практику и быть верными как практике, так и себе.

После того как прямая передача получена от учителя, важно самим пережить всё на собственном опыте. Не существует ничего такого, о чем бы говорилось в учениях и что каждый практик не мог бы обнаружить в себе, в своем собственном переживании.  

Необходимо снова и снова обнаруживать естественное состояние в себе самом, чтобы у нас не осталось относительно него никаких сомнений, и стараться оставаться в нем. Развитие этого постижения и есть практика Дзогчен, практика Великого Совершенства.

Отличие от Сутры и Тантры

Тот, кто практикует Дзoгчен, может использовать практики любого уровня Сутры и Тантры, если считает, что они необходимы для устранения препятствий, мешающих состоянию созерцания.
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче

Учение о Великом Совершенстве является наивысшим учением из всех доступных нам. Однако помимо него существуют Сутра и Тантра. 

Пути Сутры, Тантры и Дзогчена часто сравнивают с тремя разными способами оказаться в том или ином месте. Первый из всех этих способов — самый медленный, второй — средний, а третий — самый быстрый.

Сутру можно назвать путем отречения. Рассматривая причины всех существующих страданий, Сутра внимательно анализирует каждую причину и каждую из них поэтапно отсекает. Например, чтобы освободиться от гнева, практик Сутры медитирует на любящую доброту и сострадание, а чтобы отбросить привязанность, практикует даяние. Для каждого негативного аспекта есть свой метод.

Таким образом, в Сутре для борьбы с каждым «ядом сознания» используется свое противоядие, что делает этот метод очень долгим. Достичь состояния будды с помощью Сутры можно лишь спустя очень много жизней. 

На уровне Тантры негативные аспекты ума не отбрасываются, а трансформируются, изменяются. Страдания и их причины преобразуются, вследствие чего их сила меняется. Таким образом, Тантра — это путь трансформации, преобразования энергии.

Методы Тантры намного быстрее и сильнее, чем методы Сутры, однако, даже следуя наибыстрейшим тантрическим методам, достичь состояния будды можно лишь в бардо6.

Что касается метода Дзогчена, то с его помощью практик раскрывает сущность причин своих страданий и негативных аспектов сознания, обнаруживая чистое и совершенное изначальное состояние, в котором они не могут возникнуть.

На этом пути для избавления от всех негативных аспектов ума используется один и тот же метод — пребывание в естественном состоянии ума.

Путь Великого Совершенства сравнивается с полетом на самолете, потому что прибыть на «место назначения» (к состоянию будды) можно очень быстро, за одну жизнь. Однако, здесь от ученика требуются наивысшие способности к практике.

Выход за пределы ума

Естественное состояние непостижимо для разума и невыразимо словами. Но раз узнав естественное состояние, мы будем знать, что это такое, и не забудем его.
Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

Важно понимать, что путь Дзогчена не является интеллектуальным познанием, и способности, которые нужны на этом пути — не интеллектуальные способности. 

Исследование мыслей и концепций с помощью самого мышления не приводит к нужному результату — так как в этом случае практик не выходит за пределы ума, а значит, и за пределы сансары.

Если мы будем искать реальность мыслями, то никогда не найдем конечной или абсолютной истины, потому что мысли неизбежно приводят к новым мыслям. Такова их природа.

Естественное состояние с самого начала запредельно мысли и не может быть схвачено умом.

Поэтому серьезная практика начинается с исследования своего ума путем обращения его внутрь себя самого. Мы смотрим умом на ум и задаемся вопросом: «Что ум из себя представляет?».

Что является источником ума? 

Откуда возникает мысль? 

Где она пребывает и куда исчезает? 

На все эти вопросы невозможно ответить, применяя ум так, как мы привыкли это делать в повседневной жизни. Однако, если направить ум вовнутрь, то это становится возможным, и нас ждут удивительные открытия.

Описывая этот процесс, Ринчен Тензин Ринпоче, учитель и практик Великого Совершенства, приводит такой пример: «При исследовании ума нужно уподобиться разведчику, который не задает прямые вопросы о секретах человека, а со всех сторон наблюдает за ним и, в конечном итоге, выясняет все его тайны. Так же и нам нужно поступать в отношении нашего ума». 

Он поясняет, что нужно как бы со стороны смотреть на того, кто думает. Откуда он возникает, где пребывает, куда уходит? Когда мы таким образом смотрим на ум, мысли начинают сами исчезать и растворяться, словно облака в небе. И что мы видим? Пустое пространство, подобное небу, а все явления не созданы и ясно проявляются.

«Ум должен сам себя распознать, увидеть свое собственное лицо. Благодаря этому все видимости самоосвобождаются», — подводит итог Ринчен Тензин.

Ключевым моментом «перехода» на уровень возможности практиковать высшие учения (Дзогчен и Тантру) является постижение практиком пустых форм пустоты, то есть восприятие возникающего бытия всех явлений как изначально обладающих природой пустотности. 

Однако речь здесь, опять же, идет не об интеллектуальном «согласии» с идеями природы пустотности явлений и не о вере в нее. Речь именно о собственном переживании этой природы, о познании ее на своем собственном практическом опыте. 

По мере того, как способность такого восприятия расширяется, то есть по мере того, как стабильность постижения изначальной природы пустотности становится все более всеохватывающей, возникает постижение того, каким образом самовозникает вся реальность. И тогда в какой-то момент происходит полное видение того, что всё является изначальной мудростью природы ума и применять движущийся ум (интеллект, мышление) для достижения просветления нет необходимости.

Таким образом, можно сказать, что по мере восхождения в воззрении от Сутры к Дзогчену происходит уменьшение необходимости умственного усилия в практике. В случае Великого Совершенства это фактически означает, что мы свободны настолько, что готовы отпустить все усилия ума полностью. Пребывание в естественном состоянии ума становится для нас единственной и самой главной практикой, которая, в случае продвинутых мастеров, не прекращается ни на секунду, даже во время сна.

Мотивация для практики

Если у нас не будет мотивации достичь состояния будды именно ради блага других, то сколько бы мы ни занимались практиками Тантры и Дзогчена, результата мы не достигнем.
Ринчен Тензин Ринпоче

Учение Дзогчен является пиком традиции Великой Колесницы, которая, в свою очередь, основывается на определенной мотивации. Что это за мотивация? Это желание получить результат от практики не только для себя самого, но и для блага всех живых существ. 

Вкратце эту мотивацию можно сформулировать так: «Пусть все живые существа полностью избавятся от страданий и достигнут полного и окончательного счастья»

Полное и окончательное счастье и полное избавление от всех страданий – это достижение состояния просветления, состояния будды.

Говорится, что отсутствие правильной мотивации при практике Великого Совершенства подобно желанию получить урожай, не засеяв поле. Результата такая практика просто не принесет. Какую-то пользу, конечно, человек получит, но весьма незначительную в сравнении с тем, какой она может быть при правильной мотивации.

Людей, у которых подобная мотивация присутствует изначально сама по себе, конечно же, крайне мало. Все-таки все мы — сансарические существа и привыкли цепляться за себя самих и делать все только для себя и, в лучшем случае, для узкого круга своих близких. Поэтому, как поясняют учителя, иметь вначале какую-то другую мотивацию — вполне нормально.

Если мы видим, что наша мотивация отличается от правильной, это не значит, что надо опустить руки. Это значит лишь то, что нам необходимо стараться ее изменить, стараться создавать в себе правильную мотивацию — мотивацию помощи всем живым существам без исключения.

А какая же мотивация не является правильной?

Неправильная или неистинная мотивация бывает трех видов: низкая, ошибочная и противоположная.

Противоположная мотивация — это занятия практикой не для того, чтобы избавиться от страданий сансары, а с целью обрести учеников, славу, громкое имя или богатство. Эта мотивация настолько далека от истинной, что ее можно назвать только противоположной.

Низкая мотивация — это стремление практиковать ради собственного блага и блага своих близких. Такая мотивация является низкой в значении «недостаточная, неполная, малая». Это мотивация Малой Колесницы.

Ошибочная мотивация — это стремление с помощью практики избавиться от каких-то временных страданий и достигнуть какого-то временного счастья. Сюда относится, например, желание вылечиться от болезни или избавиться от страхов и тревог. В целом, в этом ничего плохого нет. С точки зрения буддизма и бона, хорошо избавляться от любых страданий и хорошо обретать любое счастье. Но для такого высокого учения, как Дзогчен, подобная мотивация является, конечно же, ошибочной — так как ставит в качестве высшей цели обычную, мирскую цель. Окончательная цель должна быть все-таки другой.

Если человек намерен практиковать учение о Великом Совершенстве, то ему необходимо изначально стараться работать над созданием у себя правильной мотивации. Только в этом случае это учение раскроет все свои достоинства и сможет принести максимальную пользу.

Дзогчен и карма

Мы практикуем Дзогчен, но это не значит, что благодаря этому мы можем наслаждаться, делая все, что пожелаем, и говоря, что в этом нет греха или последствий наших действий.
Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче

Есть такое мнение, что поскольку Дзогчен — наивысшее учение, то оно ставит практикующего вне закона причин и следствий, вне кармы. В связи с чем никакие практики, направленные на очищение неблагих кармических отпечатков и накопление благих (то есть практики уровня Сутры) такому йогину уже не нужны.

Так ли это? 

И так, и не так одновременно. 

У начинающих практиков есть опасность ошибиться здесь, поэтому имеет смысл остановиться на этом моменте и разъяснить его подробнее.

Естественное состояние действительно находится вне любых кармических причин и их следствий. Когда мы уже находимся в нем, дополнительные практики нам не нужны. 

Ринчен Тензин Ринпоче объясняет это так: «Почему, находясь в естественном состоянии, нам незачем медитировать, например, на сострадание и бодхичитту? Потому что противоположностью сострадания является вредоносный ум или гнев, а в естественном состоянии нет ни вредоносного ума, ни гнева. Поэтому в этом состоянии благие качества сострадания возникают и присутствуют естественно, сами собой, нет никакой необходимости специально порождать их». 

Именно поэтому данное учение и называется Великим Совершенством, тем, в чем уже собраны все достоинства всех остальных практик — потому что в состоянии Дзогчен нет никакого цепляния, никаких мыслей и концепций. Благодаря этому кармические отпечатки в сознании не откладываются, а если отпечатки не откладываются, то недобродетелям возникнуть неоткуда.

«Поэтому, да, если вы можете в этом состоянии пребывать двадцать четыре часа в сутки, то тогда уже не нужно ни предварительных практик, ни визуализаций, ничего дополнительного», — поясняет Ринчен Тензин. 

Но мы не можем пребывать в этом состоянии постоянно. А как только появляются новые мысли и концепции, мы отвлекаемся на них, появляются яды сознания, и кармические отпечатки продолжают накапливаться. 

«Мы становимся совершенно обычными людьми. Поэтому в это время нам обязательно надо продолжать практиковать то, что связано с Сутрой, чтобы не совершать ничего недобродетельного», — подводит итог наставник.

Старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче тоже обращает внимание на это популярное заблуждение: «Хотя в Дзогчене утверждается, что Естественное Состояние вне причин и следствий и что кармический закон причин и следствий никоим образом его не изменяет, это имеет отношение к нам, практикующим, только в том случае, если мы действительно пребываем в Естественном Состоянии. В противном случае наше сознание и наша жизнь полностью подпадают под действие закона кармы».

Таким образом, не стоит думать, что только потому, что мы практикуем именно Дзогчен, нам разрешается делать все, что угодно. Это ошибочный подход, и, рассуждая подобным образом, можно сильно навредить, в первую очередь, самому себе.

Из этого также следует, что, узнав глубину воззрения этого высокого учения, нет никакого смысла отвергать другие колесницы, считая их недостойными внимания. Да это и не получится. 

Для настоящего практика Великого Совершенства очевидно, что разница между Сутрой, Тантрой и Дзогченом — это не взаимоисключающая разница. Вся суть, присутствующая в Сутре, в полноте присутствует и в Тантре также, а вся суть Сутры и Тантры, вместе взятых, в полноте присутствует в Дзогчене. Методы всех этих учений нужны и полезны на разных этапах пути. 

Является ли Дзогчен религией?

Задаваясь вопросом, является ли это учение религией или нет, Ринчен Тензин Ринпоче рассуждает так:

«В религии очень многое строится на вере и решается посредством веры. В противоположность этому в Дзогчене все исследуется напрямую. Мы получаем учение от своего учителя, а затем практикуем его в соответствии с его объяснениями и наставлениями, обретая результаты этой практики и на собственном опыте убеждаясь в ее пользе».

Такого же мнения придерживался и всемирно известный учитель и исследователь этого метода Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, который говорил:

«Дзогчен не следует считать религией, и в нем не требуется ни во что верить — напротив, он предлагает человеку наблюдать самого себя и обнаружить свое истинное состояние».

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что обучение практикам Великого Совершенства происходит в рамках религиозных традиций (например, традиции Юнгдрунг Бон или школы Ньингма тибетского буддизма), сам Дзогчен религией назвать невозможно. Он стоит особняком — вне любых догм, рамок и ограничений.


Символы Дзогчен

Примечания:

1. Четыре безмерных — безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.
2. Шанг-Шунг — до VIII века — независимое королевство со своим собственным языком и культурой. Оно располагалась на территории современного Западного и Северного Тибета, а над центральной частью этой страны возвышалась величественная священная гора Гангчен-Тисэ (Кайлаш).
3. Нирманакайя — Тулку, тело воплощения. Явленное, материальное тело из плоти и крови. Облик, в котором будды приходят в мир, чтобы все могли их беспрепятственно воспринимать. 
4. Терма — (тиб. gter ma) — спрятанные дхармические сокровища; в основном, тексты учений.
5. Тертон — (тиб. gten ston) — открыватель сокровищ; человек, способный найти терма, обладающий необходимыми для этого качествами и способностями.
6. Бардо — промежуточное состояние между этой и следующей жизнью.

Статья написана с использованием источников:

1. Устные наставления кхенпо геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва). 
2. Устные наставления геше Нимы Дондруба Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Менри (2017, Москва).
3. Устные наставления геше Калзанга Монлама Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Тритен Норбуце (2019, Москва).
4. Избранные фрагменты из книги Space, Awareness, and Energy: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-zhung’, by John Myrdhin Reynolds, Snow Lion Publications, 2001.
5. Джон Мирдин Рейнольдс. Буддийский и Бонский Дзогчен. Сборник статей. 2009 год.
6. Намхай Норбу Ринпоче. «Шестнадцать вопросов учителю Дзогчена», Минск, 1998.
7. Намхай Норбу Ринпоче, «Зеркало великого совершенства» (сборник статей и выступлений) СПб, 1998.
8. Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон, Ганга, 2011
9. Тендзин Вангьял Ринпоче, «Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон». Station Hill, New York, 1993. Перевод Т. Данилевич.




Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop