Четки, которые бонпо используют в своей практике, называются по-тибетски «тре́нгва» (treng wa) или на санскрите «ма́ла» (mala).
Они состоят из ста восьми маленьких бусин и одной большой, которую называют «головной бусиной», «бусиной Ламы» или просто «головой». Также на четках могут иметься дополнительные бусины-разделители, на которые, в свою очередь, могут крепиться так называемые «счетчики» — другие бусинки, нитки, металлические предметы разной формы и т.п. — используемые для того, чтобы отсчитывать сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч выполнений различных практик.
Что означают четки
«Голова» на четках символизирует коренного учителя, а также Будду. Именно по этой причине, перебирая четки при начитывании мантр, через «голову» никогда не перешагивают — дойдя до нее, их разворачивают и начинают отсчет в другую сторону.
Нить, на которую бусины нанизаны, символизирует восемьдесят четыре тысячи учений будд или «84 000 дверей в Бон». Отличающиеся бусины, разделители (их обычно шесть) — это символы так называемых «Шести Усмиряющих Божеств», по одному в каждом из шести миров сансары.
Ринчен Тензин Ринпоче, учитель и практик Дзогчена, дает еще одно пояснение: «Голова на четках символизирует Будд, которые приходили и давали учения в эту кальпу (то есть Будду Шакьямуни и Будду Тонпа Шенраба), а все остальные бусинки — это символы будд, которые были в прошлом и придут в будущем».
Из каких материалов делают четки
На протяжении тысячелетий четки изготавливали из самых разных материалов — зерен и плодов, дерева, глины, драгоценных и полудрагоценных камней, а также из рога и кости.
Современные учителя традиции Бон сходятся в том, что лучше всего для любых практик походят четки, сделанные из семян дерева. Это связано, в частности, с тем, что тибетское слово «дребу» означает как «семя, плод», так и «плод, результат [практики]».
Также можно использовать четки из любой породы дерева, минералов или янтаря (окаменелой древесной смолы). Если практик уверен, что не будет слишком гордиться своими четками или испытывать к ним привязанность, то он может сделать выбор в пользу драгоценных или полудрагоценных камней.
Но самые лучшие четки — это четки из плодов дерева Бодхи2. Они подходят абсолютно для любых мантр и практик, относящихся ко всем четырем видам активности3. Нет необходимости искать четки из хрусталя для начитывания мантры Манджушри или из рудракши для практик гневных йидамов — мала из плодов дерева Бодхи подходит для всего.
Четок из слоновой кости, рога и других материалов животного происхождения (в том числе жемчуга, драгоценного камня животного происхождения) рекомендуется избегать. Четки с изображением черепов и других подобных образов тоже использовать для практики не стоит.
Освящение четок
Перед тем, как начать использовать новые четки, бонпо практик приносит их Ламе для освящения. Считается, что наставник должен благословить четки, а также убрать энергетические загрязнения, которые могут нести материалы, из которых они сделаны, и которые могут создавать какие-то препятствия для получения результата от практики.
Как правильно держать и использовать четки
Четки держат в левой руке, расположив между большим и указательным пальцами.
Читая мантры или делая простирания, бусины по одной большим пальцем сдвигают по направлению к себе. Это символизирует то, что практик просит даровать ему благословение и получает его. Двигать бусины по направлению от себя считается плохим знаком.
Одно прочтение мантры или одно простирание — один сдвиг.
Пройдя на четках полный круг и дойдя до «головы», четки переворачивают и начинают новый отсчет. «Перешагивать» через среднюю бусину, символизирующую Будду или Учителя, нельзя.
В Учении говорится о неразрывном союзе двух аспектов, называемых метод и мудрость4: метод (практика) всегда должен поддерживаться мудростью (верными воззрениями). Большой палец, сдвигающий бусины, символизирует метод, а указательный, на котором четки лежат, символизирует мудрость. Таким образом, с каждым движением бусин мы объединяем метод и мудрость, обеспечивая их единство.
Завершив сессию, четки осторожно растирают в руках и дуют на них, дополнительно освящая и благословляя их силой начитанных мантр.
Также четками можно благословлять самого себя, прикасаясь ими к темени — так же, как это делают с книгами и текстами учений.
Как считать?
Несмотря на то, что бусин в четках сто восемь, один круг прохода считается за сто. Таким образом практик страхует себя от пропуска бусин.
Многие бонские практики требуется выполнить сто тысяч раз (например, сто тысяч раз начитать стослоговую мантру или сто тысяч раз повторить гуру-йогу). Таким образом, даже если какие-то бусины были случайно пропущены, «лишние» восемь бусин гарантируют то, что необходимое количество было набрано.
Как правильно обращаться со своими четками
Четки — не украшение, а священный предмет, предназначенный исключительно для духовной практики и дарующий силу и благословение своему обладателю. Поэтому бонпо обращаются со своими мала так же, как с книгами и текстами — в высшей степени уважительно. Их содержат в чистоте, не кладут на пол, не бросают, ни в коем случае не перешагивают через них и не садятся на них. Также их не оставляют без присмотра и не дают в руки чужим людям.
Прикасаться четками к полу можно только тогда, когда практик делает простирания. В этом случае они либо находятся в руке для подсчета и вместе с ней опускаются на землю при совершении простирания, либо для удобства их кладут слева рядом с собой.
Брать четки с собой в постель считается неуважительным. На время сна их можно положить на алтарь или на какое-нибудь возвышенное чистое пространство — например, на книжную полку.
Носить четки можно на шее, на запястье или в кармане одежды. Бонпо обычно носят свои мала с собой постоянно — считается, что они действуют, как форма защиты. Также они призваны постоянно напоминать нам о нашей практике.
Примечания:
1. Дерево Бодхи (лат. Ziziphus budhensis) — вид растений семейства Rhamnaceae, эндемичных для Центрального Непала.2. Четыре вида активности (деяний) — мирные, гневные, приумножение и могущество.
3. «Единство метода и мудрости означает, что они являются нераздельными всё время. Практически это значит, что метод всегда нужно постигать в контексте мудрости, а мудрость – в контексте метода; при отсутствии одного из них отсутствует и то, и другое» — Далай-лама XIV
Статья написана с использованием источников:
1. Устные наставления Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва).2. Устные наставления Латри Кхенпо Нимы Дакпа Ринпоче, ламы традиции Бон, учителя и духовного руководителя центра Йеру Бон (2020 г.).
3. Сайт Nine Ways: Ancient Wisdom from the Yungdrung Bon Tradition — ravencypresswood.com