Подношение тормá — распространенная практика в духовной традиции Юнгдрунг Бон.
Тибетский термин «торма» [gtor ma] буквально означает «нечто подброшенное в воздух, брошенное или разбросанное». Такое название происходит из того факта, что многие виды торма в качестве подношения подбрасывают в небо.
Однако не все торма подносятся именно таким образом. Внешние торма могут представлять собой подношение трех белых продуктов: масла, молока и несоленого сыра, а также трех сладких продуктов: меда, кристаллизованного сахара и темного сахара, такого как патока или кленовый сироп.
Внешние торма также обычно делают из обжаренной ячменной муки (цампы), смешиваемой со священными субстанциями, которой придается форма в соответствии с конкретным видом совершаемого подношения. Обычно у мирных торма круглое основание, а у гневных — треугольное. Один из многочисленных видов торма для ежедневных подношений в традиции Юнгдрунг Бон — это водяные торма, которые являются одним из четырех ежедневных подношений щедрости.
Будда Тонпа Шенраб Мивоче пришел в мир людей, родившись в древней земле Тазиг. В Тибете он побывал лишь один раз. Во время этого краткого визита он даровал тибетцам учение о сострадании и научил их использовать в качестве подношений торма, чтобы заменить ими принятые в то время животные жертвоприношения.

Любое подношение торма состоит из трех частей: подготовки, основной практики и завершения. Их особенности зависят от конкретной выполняемой практики и вида подносимого торма.
Есть общие правила: при приготовлении торма руки, утварь и принадлежности моются, а контейнер или блюдо, используемое для представления торма, должны быть чистыми и без каких-либо дефектов или повреждений.
После того, как торма правильным образом приготовлены и расположены, их необходимо ритуально очистить благовониями и водой. С намерением сострадания и щедрости торма выносятся в чистое место. Для подношения существам высших миров торма по возможности разбрасывают на крыше, так как это место, расположенное на возвышении и не загрязненное тем, что по нему ходят. Для подношения существам низших миров торма кладут на землю в чистом месте.

Получателями подношений торма являются как просветленные существа, так и существа шести миров сансары. Классифицировать их можно по-разному. В частности, их можно разделить на четыре категории, известные как «Четыре группы гостей».
Это:
- Гости почестей и уважения — просветленные существа
- Гости возвышенных качеств — могущественные мирские защитники
- Гости, принадлежащие к восьми классам духов и демонов
- Гости милосердия (сострадания).
Подношения просветленным существам мы делаем с намерением очистить нашу сокровенную связь с ними, получить их благословения и защиту, а также развить свои положительные качества преданности и щедрости.
Подношения мирским защитникам мы делаем с целью получить их могущественную чудотворную защиту.
Подношения восьми классам духов и демонов мы делаем, чтобы выплатить свои возможные кармические долги перед ними и тем самым умиротворить желания отомстить или навредить, которые они могут таить по отношению к нам.
Подношения гостям милосердия мы делаем с целью облегчить их страдания и невзгоды.

Независимо от того, какое насилие, разногласия или злой умысел имели место в прошлом, пусть вследствие предложения этих нектарных торма болезни лу будут умиротворены! Да сбудутся их надежды и чаяния!
*Лу [санскрит: наги]
В целом, подношение торма увеличивает богатство и ресурсы.
Тайное торма — это подношение тела (например, в практике чод). Это помогает разрушить представление о себе, как о чем-то истинно и независимо существующем. В конечном итоге тайное торма — это поддержание взгляда, в котором нет цепляния за «я». Это увеличивает осознание и является величайшим из всех видов подношений торма.
Кроме того, поднося торма, мы естественным образом практикуем шесть из десяти парамит.
- Давая еду и воду, мы практикуем щедрость.
- Следя за тем, чтобы все было чисто, мы практикуем дисциплину.
- Жертвуя без жадности или недовольства, мы практикуем терпение.
- Прилагая усилия к регулярному подношению торма, мы практикуем радостное усердие.
- Пребывая в медитации, мы практикуем концентрацию.
- Осознавая пустотную природу дающего, получателя и отдаваемого, мы практикуем мудрость.

Автор фото: Raven Cypress Wood
Поднося торма, мы берем обет индивидуального освобождения посредством нашего акта щедрости и, таким образом, устраняем намерение причинения вреда другим существам; мы также берем обет бодхисаттвы, делая подношение гостям милосердия. Наряду с этим увеличивается наше долголетие, заслуги, удача и личная сила. Также мы очищаем причины для перерождения в низших мирах.

Важно отметить разницу между «подношением торма» и «йидам торма» или «торма божества». Хотя оба они называются «торма», служат они абсолютно разным целям.
Торма божества также готовится из цампы, смешанной со священными субстанциями, и имеет определенную форму и атрибуты медитативного божества или йидама. Однако цель торма божества — быть поддержкой присутствия йидама во время посвящений и практик йидама. Эти торма не подносятся. После освящения такое торма помещается на самое высокое место на алтаре и рассматривается как священная обитель божества.
Статья переведена и опубликована на портале Bon.su с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood. No content, in part or in whole, is allowed to be used without direct permission from the author.