Вселенная миллиарда миров
В космологической литературе Юнгдрунг Бон даются подробные и точные описания вселенной явлений. По сути, вселенная, о которой говорится в буддийской космологии, состоит из миллиарда отдельных миров. Каждая из таких вселенных переживает четыре периода. Первый - эон возникновения - начинается с движения изначального ветра, который создает колебания и тепло, и в результате появляется влага. Влага густеет и со временем превращается в форму. Второй эон - пребывания в стабильном состоянии - начинается, когда рождается первое чувствующее существо. Наша вселенная в настоящий момент находится в конце этого эона. В третий эон - растворения - в результате крайне негативных действий человеческая жизнь сокращается до 10 лет, а пища теряет питательные свойства и вкус. В этот эон мораль практически исчезает, насилие становится повсеместным, и даже те, кто находится у власти, обездолены и совсем не заботятся о других. В конце концов вселенная, состоящая из миллиарда миров, разрушается огнем, водой и ветром (за исключением высших миров). После этого идет четвертый эон - пустоты. После него цикл начинается снова с эона возникновения.
Ученые продолжают дискутировать о том, как следует воспринимать бонскую и буддийскую космологию: буквально, метафорически или как абсолютно не соответствующую действительности. Но в любом случае, для практикующего Юнгдрунг Бон такие представления об устройстве мира дают возможность расширить понимание и развить осознавание. Мы практикуем четыре безмерных качества равностности, любящей доброты, сострадания и радости по отношению ко всем чувствующим существам во всех мирах вселенной. В практике йидама визуализация наполняет всю вселенную миллиарда миров и/или излучает свет, которые очищает всех существ во всех мирах вселенной. Таким образом, даже общее представление об этой концепции делает духовную практику более глубокой. Отсылки ко вселенной миллиарда миров встречаются и в текстах молитв, и в практиках визуализации Юнгдрунг Бон. Так, Сипе Гьялмо, царица Вселенной, главная гневная божество-покровительница и защитница учения Юнгдрунг Бон, изображается с тремя лицами, которые видят прошлые, настоящие и будущие события в каждом из миллиарда миров вселенной. Это качество отражено в названии текста гадания, в котором мы обращаемся к ней для получения нужной информации: «Зеркало ясновидения СиГьял Шести времен вселенной миллиарда миров».
Или же в Восхвалении Божества Высшей мудрости Шераба Маве Сенге говорится:
Устройство отдельного мира
Отдельный мир в рамках такой вселенной изображается в двухмерном формате в виде вертикальной системы местоположений и важно помнить об ограничениях, присущих такому способу представления. Например, четыре высших сферы - это четыре бесформенных мира, обитатели которых лишены физической формы и точного местоположения. Поэтому когда их изображают, как имеющих форму, это может ввести в заблуждение, если не помнить об их фактических качествах. И хотя у каждого элемента системы мира есть подробно описанные подкатегории, общего представления вполне достаточно, чтобы в целом понять масштаб и устройство мира.
В центре мира находится гора Меру. Над ней - миры форм и бесформенные миры, у ее подножия - континенты, субконтиненты, горы и океаны, ниже - миры голодных духов и адов. Тысяча таких миров считается маловой мировой системой. Тысяча малых мировых систем называется средней мировой системой. И тысяча средних мировых систем образует вселенную, которая содержит миллиард миров.
Вертикально сверху вниз каждый мир состоит из:
- Четырех бесформенных миров: у них нет фактического местоположения, и у его обитателей есть лишь тонкие ментальные «тела». Например, высший мир из этих четырех - это сфера бесконечного пространства.
- Семнадцати миров формы: эти миры и их обитатели обладают подобием физической формы и местоположением, но они недоступны нашему восприятию. Эти семнадцать миров сгруппированы в пять чистых местопребываний, а также делятся на четыре группы, каждая из которых содержит три уровня.
- Мир желаний: его обитатели в большей или меньшей степени подчинены чувственному восприятию удовольствия и боли. Мир желаний далее подразделяется следующим образом:
- Шесть миров богов, четыре из которых расположены над горой Меру.
- Гора Меру, которая находится в центре мира. Некоторые сравнивают ее с горой Ганг Тисе (Кайлаш), и у них действительно есть некоторое сходство. Так, у горы Кайлаш четыре грани, и четыре великие реки берут свое начало на ее склонах. Однако гора Меру - это не физическое местоположение, и ее не способны воспринимать и тем более посещать обычные существа, чье чистое восприятие омрачено пятью ядами. В самом центре горы Меру располагается дворец Нампар Гьялвы. Половина горы расположена над поверхностью океана, половина - под ней.
- Небеса тридцати трех богов: они расположены на самой вершине горы Меру. Говорится, что один день в этом мире равняется ста годам жизни в мире людей.
- Небеса четырех великих царей и их свиты в каждом из четырех направлений. Говорится, что солнце, луна и звезды расположены в этой сфере.
- Семь золотых горных цепей, семь спокойных озер и семь рек: все они окружают гору Меру у ее основания.
- Четыре континента и восемь субконтинентов: за пределами цепей золотых гор находится огромный океан с четырьмя континентами и восемью субконтинентами. На каждом континенте есть скала в форме животного, откуда течет вода. Это четыре источника воды.
- На восточном континенте Пурвавидеха (тиб. Лю Пакпо) живут очень высокие люди. Здесь вода течет со скалы в форме слона.
- На северном континенте Уттаракуру (тиб. Дра Ми Нен) люди живут тысячу лет и им не надо работать для пропитания. На этом континента вода течет со скалы в форме льва.
- На западном континенте Апарагодания (тиб. Ба Ланг Чо) у жителей нет домов, и они спят на земле. На этом континенте вода течет со скалы в форме лошади.
- На южном континенте Джамбудвипа (тиб. Дзамбулинг) появляются Будды, и это наилучшее место для рождения в мире людей. На этом континенте вода течет со скалы в форме павлина. Это континент, на котором мы все родились.
По периметру великий океан, в котором находятся континенты и субконтиненты, огражден железными горами, которые, в свою очередь, окружены стеной огня. Под той частью горы Меру, что находится под поверхностью океана, расположен слой воды, а под ним - круг ветра. Под ним расположены:
- Мир голодных духов: существа этого мира пребывают в вечной агонии из-за неутолимых голода и жажды. Несмотря на то, что их изображают внизу, в целом голодные духи занимают те же области, что и люди, хотя по большей части они населяют пустыни и пустоши. Также их восприятие окружающей среды очень отличается от восприятия людей. Там, где человек увидит чистую реку, голодный дух увидит отвратительный поток гноя и грязи.
- Восемь горячих адов: на каждом последующем уровне горячего ада мучения сильнее, чем на предыдущем, а срок жизни в восемь раз длиннее.
- Восемь холодных адов: на каждом последующем уровне холодного ада мучения сильнее, чем на предыдущем, а срок жизни в двадцать раз длиннее.
Таково устройство каждого отдельного мира. Представление о вселенной, как состоящей из миллиарда таких миров, важно для практики подношения мандалы Полю прибежища.
Одна из традиционных предварительных практик для очищения и зарождения положительной заслуги для поддержки на духовном пути - это подношение мандалы вселенной. Используя кольца мандалы или мудры, мы представляем все континенты, субконтиненты, горы, океаны и т.д. как подношение Полю прибежища. В традиции Юнгдрунг Бон сверху мандалы помещается квадратный дворец Нампар Гьялвы.