Двенадцать деяний Будды Тöнпа Шенраба

Двенадцать деяний Будды Тöнпа Шенраба

Автор:
4109 просмотров


В пятнадцатый день двенадцатого тибетского месяца празднуется годовщина Первого деяния Будды Тöнпа Шенраба Мивоче — Деяния рождения.

Тöнпа Шенраб — чье настоящее имя было Мура Тахен (тиб. Dmu-ra ta-han) — родился в пятнадцатый день первого весеннего месяца в государстве Олмо Лунгринг, центральном регионе более обширной страны Тагзиг. Согласно традиционной бöнпо хронологии (тиб. Bstan-rtsis) это произошло в год Деревянной Крысы, то есть в 16017 году до н.э.

Пытливый читатель задаст справедливый вопрос: почему мы празднуем годовщину рождения Будды Тöнпа Шенраба в двенадцатом месяце, когда сказано, что он родился в первый лунный месяц? Ответ таков: по той причине, что эта дата дана согласно древнему жанг-жунгскому и старому тибетскому календарю, который опережает текущий официальный тибетский календарь на месяц. Современный лунный тибетский календарь, рассчитанный по Хортси или Хорда — монгольской системе (тиб. Hor-rtsis / hor-zla) — был введен в Тибете в XIII веке Чöджьялом Пхагпа (тиб. Chos-rgyal 'phags-pa), сакьяпинским владыкой и духовным наставником правителя Китая, монгола Хубилай-хана. Введение нового календаря было во многом политическим актом с целью согласовать друг с другом тибетский и китайский календари, чтобы Новый год начинался в один и тот же день одного и того же лунного месяца[1].

Даты жизни Тöнпа Шенраба рассчитываются на основе традиционной интерпретации одного шен-года (тиб. Gshen-lo), равного ста человеческим годам. Сказано, что Тöнпа Шенраб Миво прожил 82 шен-года; таким образом, полная продолжительность его жизни, согласно этим расчетам, составляет 8200 лет. Но есть и другие точки зрения относительно даты рождения Тöнпа Шенраба и продолжительности его жизни:

  • К примеру, другой способ хронологизации жизни Тöнпа Шенраба Миво предлагает Чöджьял Намкай Норбу в своей книге «Друнг, Дэу и Бон»[2]. В ходе своих исследований он пришел к выводу о том, что Тöнпа Шенраб родился в 1917 году до н.э., и, таким образом, согласно этой датировке и продолжительности жизни 82 человеческих года, он должен был уйти в паринирвану в 1835 году до н.э. Однако ученые-исследователи бöна, с которыми я консультировался[3], не согласны с этой датировкой; они придерживаются мнения, что это слишком поздняя дата.
  • Кхенпо Тэнпа Юнгдрунг предложил другой метод определения дат жизни Тöнпа Шенраба. Он утверждает, что дата паринирваны Тöнпа Шенраба (7817 г. до н.э.) достоверна и что именно эту дату следует использовать в качестве исторической справки. Также он не исключает, что продолжительность жизни этого Будды составляет 82 человеческих года, а не 82 шен-года[4]. Таким образом, согласно этому вычислению, если мы прибавим 82 к 7817, то получим в качестве года рождения Тöнпа Шенраба 7899 год до н.э.

В течение своей жизни Шенраб Миво явил Двенадцать деяний Будды (тиб. Mdzad-chen bcu-gnyis). Вот их краткое изложение:

1. Деяние рождения (тиб. Sku bltams-pa’i mdzad-pa)

Тöнпа Шенраб (имя, под которым он известен в нашем мире) — восьмой Будда юнгдрунг бöна. До того, как воплотиться на Земле, он стал полностью реализованным Буддой в мире будд Сипа Йесанг (тиб. Srid-pa ye-sangs), где его звали Салва (тиб. Gsal-ba), Ясность. Он также проявлялся как Чиме Тсугпӱ (тиб. 'Chi-med gtsug-phud) и с этим именем фигурировал в линиях передачи бöнской Тантры и Дзогчена и учил многих мудрецов, включая Тагла Мебара (тиб. Stag-la me-'bar). Тöнпа Шенраб был вторым из трех братьев, достигших состояния будды в том мире. Остальные двое — это его старший брат Дагпа (тиб. Dag pa), Чистота, и младший брат Шепа (тиб. Shes pa), Знание. Старший брат, Дагпа, воплотился на Земле как Будда юнгдрунг бöна прошлой эпохи — Тöнпа Тоджьял Йечьен (тиб. Ston-pa Gto-rgyal ye-mkhyen). После того, как его цикл учений юнгдрунг бöн закончился, средний брат, Тöнпа Шенраб, решил воплотиться в этом мире в царском клане Муригтрул (тиб. Dmu-rigs 'phrul), в южном дворце Барпо Соджье (тиб. Bar-po so-brgyad), на рассвете пятнадцатого дня первого лунного месяца (согласно астрологической системе Жанг-Жунга), в год Лесной Мыши, когда созвездие Джьял (тиб. Rgyal — «царь» или «победитель») было видно на небе. Родителями Тöнпа Шенраба стали царь Мибöн Хлабöн Джьялбöн Тöкар (тиб. Mi-bon lha-bon rgyal-bon thod-dkar) и царица Мачьи Хлачьи Йочьи Джьялжема (тиб. Ma-phyi lha-phyi yo-phyi rgyal-bzhad-ma).

В течение года после своего рождения Тöнпа Шенраб счастливо играл в детские забавы, а затем был возведен на трон как царь Муригтрул.

2. Деяние распространения учений (тиб. Rnam-par spel-ba’i mdzad-pa).

В течение двенадцати лет Будда учил Девяти Путям Бöна (тиб. Theg-pa rim-dgu’i bon):

Бöну Причины (тиб. Rgyu’i-bon):

1. Чашен Тэгпа (тиб. Phywa-gshen theg-pa)
2. Нангшен Тэгпа (тиб. Snang-gshen theg-pa)
3. Трульшен Тэгпа (тиб. ‘Phrul-gshen theg-pa)
4. Сишен Тэгпа (тиб. Srid-gshen theg-pa)

и Бöну Результата (тиб. ‘bras-bu’i bon):

5. Геньен Тэгпа (тиб. Dge-bsnyen theg-pa)
6. Дрангсонг Тэгпа (тиб. Drang-srong theg-pa)
7. Акар Тэгпа (тиб. A-dkar theg-pa)
8. Йешен Тэгпа (Ye-gshen theg-pa)
9. Ламе Тэгпа / Дзогчен (тиб. Bla-med theg-pa / Rdzogs-chen).

Кроме этого, он учил Бöну Четырех Дверей и Пятой, Сокровищницы (тиб. Sgo-bzhi mdzod-lnga), а также Тантре Могущественного Колеса Времени (тиб. Dbang ldan dus kyi 'khorlo'i rgyud), знания о которой он преподал Владыкам Земли, сабдагам (тиб. sa bdag).

3. Деяние укрощения (тиб. Rnam-par dul-ba’i mdzad-pa)

Чтобы укротить существ Трех миров (тиб. Khams-gsum), Трех бытий (тиб. Srid-gsum) и Шести уделов (тиб. 'Gro-ba rigs-drug), Тöнпа Шенраб отправил бесчисленные эманации из всех частей своего тела: Дульшен, Йешен, Йендул, Шенпо (тиб. 'dul-gshen, ye-gshen, g.yen-'dul) и т. д. Эти эманации достигли миллионов миров, где укротили живых существ и вывели их из сансары.

4. Деяние руководства (тиб. Rnam-pa ‘dren-pa’i mdzad-pa)

Чтобы освободить живых существ от недугов привязанности и невежества, а также зависти, гордости и страсти, собирательно именуемых «Пятью ядами» (тиб. dug-lnga), Тöнпа Шенраб привел всех существ, находившихся под властью великих недобродетелей, к Буддовости Трех Тел (тиб. Sku-gsum sangs-rgyas-pa).

5. Деяние супружества (тиб. Rnam-par nges-pa’i mdzad-pa)

Тонпа Шенраб и Шераб Джамма
Тöнпа Шенраб и Шераб Джамма яб-юм согласно циклу Матри (тиб. Ma-tri rin-chen sgron-ma). Фрагмент тангки.

С целью показать, что существа этого мира могут сочетать жизнь и практику, Будда проявил общепринятое поведение и взял в жены триста шестьдесят воплощений разных мирских богинь, а также Хозу Джьялмему (тиб. Hos-za Gyal-med-ma), эманацию Джаммы (тиб. Yum-chen 'Byams-ma), просветленной богини изначальной мудрости и любящей доброты.

6. Деяние проявления потомства (тиб. Rnam-par sprul-pa’i mdzad-pa)

Хотя Тöнпа Шенраб не был обусловлен мирскими заботами, для того, чтобы продолжить королевский род Мушен (тиб. Dmu-gshen), он стал отцом восьми сыновей и двух дочерей, тем самым обеспечив преемственность юнгдрунг бöна, поскольку многие из его детей стали важными держателями линии передачи и распространителями его учения. Более того, несмотря на минувшие тысячелетия и многочисленные препятствия, род Шенраба Миво сохранился в Центральном Тибете до наших дней и ныне живущие потомки носят имя Джьялва Шентсанг (тиб. Rgyal-ba gshen-tshang).


Сыновей Тöнпа Шенраба звали:

  1. Тобу Бумсанг (тиб. Gto-bu ‘bum-sangs),
  2. Чебу Трише (тиб. Dpyad-bu khri-shes — держатель линии бöнпо медицины),
  3. Лунгден Салва (тиб. Lung-ldan gsal-ba),
  4. Джьюдрэн Дронма (тиб. Brgyud-‘dren sgron-ma),
  5. Конгтса Вангден (тиб. Kong-tsha dbang-ldan),
  6. Конгтса Трулбу (тиб. Kong-tsha ‘phrul-bu),
  7. Волдруг Тангпо (тиб. ‘Ol-drug thang-po),
  8. Регент Мучо Дэмдруг (тиб. Gdung-sob Mu-cho ldem-Drug).

Именно Мучо Дэмдруг взял на себя ответственность за учения юнгдрунг бöна и их распространение по завершении периода «Учений тела» (тиб. sku-yi bstan-pa), когда спустя 10000 лет после рождения Тöнпа Шенраба (16017 г. до н.э. согласно Тэнтси) начался период «Учений речи» (тиб. gsungs-gi bstan-pa). Третий и последний период юнгдрунг бöна Тöнпа Шенраба Миво, период «Учений ума» (тиб. thugs-kyi bstan-pa) начнется в 3983 году. Закончится он в 13983 году, когда новый Будда, Тöнпа Тангма Медрон (тиб. Ston-pa Thang-ma Me-sgron) воплотится на Земле и начнется следующий цикл юнгдрунг бöна.

Дочерей Тöнпа Шенраба звали Шенза Нэчен (тиб. Gshen-za ne-chen) и Шенза Нэчунг (тиб. Gshen-za ne-chung).

7. Деяние подчинения (тиб. Rnam-par ‘joms-pa’i mdzad-pa)

В этот период разные демоны стремились создать как можно больше препятствий и трудностей для Тöнпа Шенраба. Главным среди демонов был Дӱд Чьябпа Лагринг (тиб. Bdud Khyab-pa lag-ring), вездесущий демон с длинными руками. Демоны пытались обмануть Тöнпа Шенраба и его последователей, прибегая к различным магическим трюкам. Они также стремились навредить им прямыми атаками, но безуспешно; Тöнпа Шенраб превращал все негативные аспекты и неблагоприятные обстоятельства в добродетель и красоту. Однако Чьябпа Лагрингу удалось обольстить младшую дочь Тöнпа Шенраба Шензу Нэчунг, и в то время, когда отец отлучился в мир богов Ча, Чьябпа Лагринг увез ее в свой мир Сияющей Тьмы, Мӱнпа Зердэн (тиб. Mun-pa zer-ldan). Тöнпа Шенраб отправился в мир демонов, спас свою дочь, а также обратил двух сыновей Чьябпы Лагринга в юнгдрунг бöн. Это побудило Чьябпу Лагринга признаться в своих злодеяниях, и демон предложил Будде пятикратное подношение. Однако он еще не был полностью покорен.

Позже Чьябпа послал семерых своих сыновей, чтобы они выкрали семь лошадей Шена и доставили их в Конгпо (тиб. Kong-po) в Тибете, где правил его отец-демон. Будда не был привязан к своей собственности, однако он увидел, что это благоприятный момент для того, чтобы подчинить демонов и принести юнгдрунг бöн в Тибет. Поэтому он пустил стрелу сквозь горную гряду, опоясывавшую и защищавшую Олмо Лунгринг, и таким образом создал «Путь стрелы» (тиб. mda’-lam), туннель в Тибетское плато. Затем он прошел через этот туннель и отправился в Конгпо, где одержал победу над демонами и разрушил их опорную гору. На месте горы демонов он создал гору бöна, известную как Конгпо Бöнри (тиб. Kong-po bon-ri).

Демоны напали на Тöнпа Шенраба, но он снова подчинил их, призвав на помощь армии небесных воинов, богов Драбла своих предков (тиб. sgra bla) и превратив демоническое оружие в цветы. Отец Чьябпы Лагринга, демон Конгдже Карпо (тиб. Kong-rje dkar-po), правивший Конгпо в то время, вместе со своей армией демонов и тибетским народом, который в то время поклонялся демонам и поддерживал их посредством ритуалов, относившихся к отдельным течениям доисторического бöна (тиб. Gdod-ma'i bon), признал свою вину и вернул лошадей. Конгдже Карпо предложил Тöнпа Шенрабу свою дочь, Конгзу Тричам (тиб. Kong-za khri-lcam) в качестве супруги, и все демоны, а также все тибетцы обратились в юнгдрунг бöн, став последователями Будды и практикующими.

Это еще больше разозлило Чьябпу Лагринга. Несмотря на то, что он продолжал создавать проблемы с помощью магии, причинить вред Будде он был не в состоянии. Раздосадованный, он поджег сокровищницу, в которой хранились писания юнгдрунг бöна. Сокровищница сгорела дотла, но благодаря мудрости и состраданию Тöнпа Шенраба из пепла возникли Пять героических слогов (тиб. dpa’-bo ‘bru-lnga). Из этих Пяти cлогов возникли триста шестьдесят восемь букв, и таким образом учения юнгдрунг бöна были восстановлены и распространились по всему миру.

Пять героических слогов
Пять героических слогов (ОМ, ЯМ, РАМ, КХАМ, СРУМ) жанг-жунгским письмом марчен (smar chen). Рисунок Lodro Wösel. Компьютерная графика Дмитрия Ермакова. 

8. Деяние победы (тиб. Rnam-par rgyal-ba’i mdzad-pa)


Тонпа Шенраб как Нампар Джьялва
Тöнпа Шенраб как Нампар Джьялва. Photo credit: thangka-bon.com

Среди учеников Будды был добродетельный принц Джья Конгтсе Трульджьи Джьялпо (тиб. Gya Kong-rtse ‘Thrul-gyi rgyal-po), особенно талантливый и глубоко преданный Тöнпа Шенрабу и юнгдрунг бöну. Он хотел построить большой бöнский храм (тиб. gsas-khang) посреди озера Мучьюдал (тиб. Mu-khyud-dal). Благодаря предыдущим положительным кармическим связям демоны Синпо (тиб. srin-po) и духи воды Лу (тиб. klu) согласились помочь принцу в строительстве, но с одним условием: никто не должен был об этом знать и никто не должен был их видеть. Принц Конгтсе согласился. Он рассказал о том, куда собирается, только своим родителям и, приказав им никому не рассказывать об этом, даже своей жене, уехал.

Время шло и шло, и жена принца Конгтсе отчаянно пыталась понять, почему ее муж не возвращается домой. Она не верила тому, что говорили ей свекры, и продолжала снова и снова расспрашивать их — до тех пор, пока они, наконец, не выдали правду о том, где находится ее муж. 

Она сразу же отправилась в путь. Прибыв на берег озера, она увидела, как Синпо и Лу работают над закладкой фундамента для большого храма, и фундамент, который уже немного возвышался над водой. Синпо и Лу сразу же заметили ее и закричали на Конгтсе, проклиная его за нарушение обещания. Впав в ярость, они разрушили все, что было построено, и ушли восвояси. 

Принц был ужасно расстроен. Бродя вокруг в отчаянии, он встретил Часэ Кенгтсе (тиб. Chya-sras Keng-tse), божество Мудрости. Часэ Кенгтсе помог ему снова призвать демонов и духов воды и завершить строительство. Храм наполнили символическими опорами: статуями и тангками, представляющими Тело Будды; писаниями, символизирующими его Речь; а также чöртэнами и тса-тса (тиб. mchod-rten, tsha-tsha), представляющими его Ум. 

Но демоны снова взбунтовались и попытались разрушить храм. В отчаянии принц Конгтсе призвал самого Тöнпа Шенраба, и Будда мгновенно прибыл со свитой из 5500 юнгдрунг сэмпа (тиб. g.yung-drung sems-dpa’ — «духовные герои свастики», бодхисаттвы). Приняв форму Нампара Джьялвы (тиб. Rnam-par rgyal-ba), Всепобеждающего, Тöнпа Шенраб усмирил духов. Затем он освятил храм и дал учение «Бöна Четырех Дверей и Пятой, Сокровищницы» (тиб. sgo-bzhi mdzod-lnga).

9. Деяние познания (тиб. Rnam-par rig-pa’i mdzad pa)


Тöнпа Шенраб как полностью посвященный монах Тöнпа Тритсуг Джьялва (тиб. Ston-pa Khri-gtsug rgyal-ba). Рисунок Tsering Yangphel.

Несмотря на то, что Тöнпа Шенраб был уже полностью реализованным Буддой, на тридцать первом шен-году своей жизни он решил отречься от мирской жизни с целью продемонстрировать пример отречения. Поэтому он отрекся от престола, отказался от имущества и покинул дворец. Некоторые из его последователей и приближенных радовались и хотели последовать его примеру, другие же были не рады и умоляли его остаться. Но Шенраб Миво был непреклонен; в итоге он ушел. 

Поутру он начитал имена 1000 Будд, а также сущностные мантры, принял в пищу три белых продукта (тиб. dkar-gsum) и воздержался от мяса, вина и чеснока. Затем он надел монашеские одежды, встряхнувшись, проявил крылья, и, превратившись в получеловека-полуптицу шанг-шанг (тиб. shang-shang), полетел к наивысшей чистой земле (тиб. zhing-khams) Огмин (Тиб. ‘Og-min). Там он получил посвящение от Дрангсонга Легдэна (тиб. Drang-srong legs-ldan). Затем он спустился в мир Тридцати трех богов (тиб. sum-bcu-rtsha-gsum lha-gnas), где прожил год в затворе, повернув Колесо бöна для обитавших там божеств. После этого он спустился в мир Четырех великих царей (тиб. rGyal-chen ris-bzhi’i gnas) еще на год и повернул Колесо бöна и там. Затем он спустился в наш мир. Практикуя аскезу на границе Олмо Лунгринга, он полностью победил Дӱда Чьябпу Лагринга и его демоническую свиту, после чего все они стали его последователями и начали практиковать юнгдрунг бöн. После этого Будда Тöнпа Шенраб дал учение Четырех колес бöна (тиб. bon-‘khor tshig-bzhi). Далее он даровал различные уровни мирских и монашеских посвящений всем своим последователям и дал им наставления о чистом поведении, обетах и обязательствах.

10. Деяние уединения (тиб. Rnam-par dben-pa’i mdzad-pa)

Тöнпа Шенраб жил в уединении и тишине в лесу на пирамиде девяти ярусов свастик (тиб. G.yung-drung dgu-brtsegs). Постепенно вокруг него собирались последователи. Ученикам с высокими способностями он преподавал Дзогчен, а менее способным давал предварительные учения о постепенном пути (тиб. lam-rim).

11. Деяние освобождения (тиб. Rnam-par grol-ba’i mdzad-pa)

После этого Тöнпа Шенраб дал учения о том, как реализовать воззрение, глядя с высших уровней учений на низшие, и о том, как практиковать добродетельное поведение, приняв за основу великое сострадание и поднимаясь ступень за ступенью (тиб. sa) с помощью Десяти совершенств (тиб. pha-rol-tu phyin-pa bcu). Он также дал пророчества о будущем юнгдрунг бöна и произнес разные другие проповеди.

12. Деяние реализации (тиб. Rnam-par grub-pa’i mdzad-pa)

С целью продемонстрировать изменчивую природу циклического существования (тиб. ‘khor-ba), во время пребывания на пирамиде девяти ярусов свастик, Юнгдрунг Гутсег, Тöнпа Шенраб проявил болезнь и захворал. Не на шутку встревоженные, его последователи и ученики упросили его переехать во дворец Тримон Джьялже (тиб. Khri-smon rgyal-bzhed). Там Тобу Бумсанг, сын Тöнпа Шенраба, провел ритуалы То (тиб. gto), а другой его сын, Чебу Трише, занялся диагностикой и лечением. 

Чтобы продемонстрировать действительность относительной истины (тиб. kun-rdzob bden-pa), Тöнпа Шенраб оправился от болезни. Однако через некоторое время он проявил болезнь снова. Несмотря на то, что его последователи умоляли его не уходить, он начал давать учение о том, как достичь освобождения в момент смерти. Таким образом, на восемьдесят втором шен-году своей жизни, проявляя бесчисленные чудесные и благоприятные знамения, в тридцатый день первого зимнего месяца года Водяного Кролика (т.е. 7817 г. до н.э.) Тöнпа Шенраб вошел в паринирвану (тиб. mya-ngan las-'das-pa). Его тело было кремировано, и был проведен ритуал восемнадцатикратного подношения (тиб. Cho-ga 'phrin-las bco-brgyad), после которого священные реликвии, как опору для прибежища, разделили между собой люди, боги Хла (тиб. lha) и боги воды Лу.

Примечания:

1. Berzin, Alexander. “An Introduction to Tibetan Astronomy and Astrology.” The Tibet Journal, т. 12, вып. 1, 1987 г., стр. 17-28. JSTOR, www.jstor.org/stable/43300228. Посещен 26 января 2021 г.
2. См. Norbu. Drung, Deu and Bön, стр. 156-158.
3. Йонгдзин Лопöн Тэндзин Намдак, Кхенпо Тэнпа Юнгдрунг, Геше Гелек Джинпа. Друбдра Кхенпо Тсультрим Тэндзин не отбрасывает возможность такой датировки.
4. См. Ermakov, Dmitry. Bѳ and Bön: Ancient Shamanic Traditions of Siberia and Tibet in their Relation to the Teachings of a Central Asian Buddha, (Kathmandu, Vajra Publications, 2008), Spread of Bön in Eurasia, стр. 704-705.

Источники:

1. Ермаков Д. Бѳѳ и Бöн. Древние шаманские традиции Сибири и Тибета в их отношении к учениям центральноазиатского будды. Книга первая. М. ; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / Серия «Пальмира-символ», 2020.
2. Berzin, Alexander. “An Introduction to Tibetan Astronomy and Astrology.” The Tibet Journal, т. 12, вып. 1, 1987 г., стр. 17-28. JSTOR, www.jstor.org/stable/43300228. Посещен 26 января 2021 г.
3. Ermakov, Dmitry. Bѳ and Bön: Ancient Shamanic Traditions of Siberia and Tibet in their Relation to the Teachings of a Central Asian Buddha, (Kathmandu, Vajra Publications, 2008).
4. Kvaerne, Per. The Bon Religion of Tibet, (London: Serindia Publications, 1995).
5. Namdak, Yongdzin Lopön Tenzin. The Nine Ways of Bön; A Compilation of teachings in France, Volume I, 9 September – 9 December 2006, Trnscr. & ed. Carol Ermakova and Dmitry Ermakov (Blou: Shenten Dargye Ling, 2006).
6. Namdak, Yongdzin Lopön Tenzin. Trnscr., Comp. & Ed. Carol Ermakova & Dmitry Ermakov. The Four Wheels of Bön ༎བོན་འཁོར་ཚིག་བཞི།།, Oral Teachings by Yongdzin Lopön Tenzin Namdak Rinpoche, (UK: FPYB, 2016).
7. Norbu, Namkhai. Drung, Deu and Bön: Narrations, Symbolic language, and the Bön tradition in ancient Tibet, (Dharmasala: LTWA, 1995).
8. Sangye, Menri Lopon Tenzin. Tr. Sangye Tandar, Ed. Richard Guard. The Twelve Deeds: A Brief Life Story of Tonpa Shenrab, the founder of Bon religion, (Dharmasala: LTWA, 2003 reprint).
9. Snellgrove, David. The Nine Ways of Bön, (London: Oxford University Press, 1967).

Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Дмитрия Ермакова. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Dmitry Ermakov and published at https://yungdrungbon.co.uk/.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Бонский буддизм Бонский буддизм
Бон был исконной частью культуры добуддийской цивилизации Тибета, то есть это самая древняя тибетска...
Читать далее
Три Дрэнпа Намкхи юнгдрунг бöна Три Дрэнпа Намкхи юнгдрунг бöна
Краткий экскурс в историю Дрэнпа Намкхи, одного из самых известных и могущественных мастеров юнгдрун...
Читать далее
Монастыри и центры Юнгдрунг Бон в мире Монастыри и центры Юнгдрунг Бон в мире
Древнее учение Юнгдрунг Бон дошло до наших времен благодаря усилиям внушительного числа людей — как ...
Читать далее
totop