В пятнадцатый день двенадцатого тибетского месяца празднуется годовщина Первого деяния Будды Тöнпа Шенраба Мивоче — Деяния рождения.
Тöнпа Шенраб — чье настоящее имя было Мура Тахен (тиб. Dmu-ra ta-han) — родился в пятнадцатый день первого весеннего месяца в государстве Олмо Лунгринг, центральном регионе более обширной страны Тагзиг. Согласно традиционной бöнпо хронологии (тиб. Bstan-rtsis) это произошло в год Деревянной Крысы, то есть в 16017 году до н.э.
Пытливый читатель задаст справедливый вопрос: почему мы празднуем годовщину рождения Будды Тöнпа Шенраба в двенадцатом месяце, когда сказано, что он родился в первый лунный месяц? Ответ таков: по той причине, что эта дата дана согласно древнему жанг-жунгскому и старому тибетскому календарю, который опережает текущий официальный тибетский календарь на месяц. Современный лунный тибетский календарь, рассчитанный по Хортси или Хорда — монгольской системе (тиб. Hor-rtsis / hor-zla) — был введен в Тибете в XIII веке Чöджьялом Пхагпа (тиб. Chos-rgyal 'phags-pa), сакьяпинским владыкой и духовным наставником правителя Китая, монгола Хубилай-хана. Введение нового календаря было во многом политическим актом с целью согласовать друг с другом тибетский и китайский календари, чтобы Новый год начинался в один и тот же день одного и того же лунного месяца[1].
Даты жизни Тöнпа Шенраба рассчитываются на основе традиционной интерпретации одного шен-года (тиб. Gshen-lo), равного ста человеческим годам. Сказано, что Тöнпа Шенраб Миво прожил 82 шен-года; таким образом, полная продолжительность его жизни, согласно этим расчетам, составляет 8200 лет. Но есть и другие точки зрения относительно даты рождения Тöнпа Шенраба и продолжительности его жизни:
- К примеру, другой способ хронологизации жизни Тöнпа Шенраба Миво предлагает Чöджьял Намкай Норбу в своей книге «Друнг, Дэу и Бон»[2]. В ходе своих исследований он пришел к выводу о том, что Тöнпа Шенраб родился в 1917 году до н.э., и, таким образом, согласно этой датировке и продолжительности жизни 82 человеческих года, он должен был уйти в паринирвану в 1835 году до н.э. Однако ученые-исследователи бöна, с которыми я консультировался[3], не согласны с этой датировкой; они придерживаются мнения, что это слишком поздняя дата.
- Кхенпо Тэнпа Юнгдрунг предложил другой метод определения дат жизни Тöнпа Шенраба. Он утверждает, что дата паринирваны Тöнпа Шенраба (7817 г. до н.э.) достоверна и что именно эту дату следует использовать в качестве исторической справки. Также он не исключает, что продолжительность жизни этого Будды составляет 82 человеческих года, а не 82 шен-года[4]. Таким образом, согласно этому вычислению, если мы прибавим 82 к 7817, то получим в качестве года рождения Тöнпа Шенраба 7899 год до н.э.
В течение своей жизни Шенраб Миво явил Двенадцать деяний Будды (тиб. Mdzad-chen bcu-gnyis). Вот их краткое изложение:
1. Деяние рождения (тиб. Sku bltams-pa’i mdzad-pa)
Тöнпа Шенраб (имя, под которым он известен в нашем мире) — восьмой Будда юнгдрунг бöна. До того, как воплотиться на Земле, он стал полностью реализованным Буддой в мире будд Сипа Йесанг (тиб. Srid-pa ye-sangs), где его звали Салва (тиб. Gsal-ba), Ясность. Он также проявлялся как Чиме Тсугпӱ (тиб. 'Chi-med gtsug-phud) и с этим именем фигурировал в линиях передачи бöнской Тантры и Дзогчена и учил многих мудрецов, включая Тагла Мебара (тиб. Stag-la me-'bar). Тöнпа Шенраб был вторым из трех братьев, достигших состояния будды в том мире. Остальные двое — это его старший брат Дагпа (тиб. Dag pa), Чистота, и младший брат Шепа (тиб. Shes pa), Знание. Старший брат, Дагпа, воплотился на Земле как Будда юнгдрунг бöна прошлой эпохи — Тöнпа Тоджьял Йечьен (тиб. Ston-pa Gto-rgyal ye-mkhyen). После того, как его цикл учений юнгдрунг бöн закончился, средний брат, Тöнпа Шенраб, решил воплотиться в этом мире в царском клане Муригтрул (тиб. Dmu-rigs 'phrul), в южном дворце Барпо Соджье (тиб. Bar-po so-brgyad), на рассвете пятнадцатого дня первого лунного месяца (согласно астрологической системе Жанг-Жунга), в год Лесной Мыши, когда созвездие Джьял (тиб. Rgyal — «царь» или «победитель») было видно на небе. Родителями Тöнпа Шенраба стали царь Мибöн Хлабöн Джьялбöн Тöкар (тиб. Mi-bon lha-bon rgyal-bon thod-dkar) и царица Мачьи Хлачьи Йочьи Джьялжема (тиб. Ma-phyi lha-phyi yo-phyi rgyal-bzhad-ma).
В течение года после своего рождения Тöнпа Шенраб счастливо играл в детские забавы, а затем был возведен на трон как царь Муригтрул.
2. Деяние распространения учений (тиб. Rnam-par spel-ba’i mdzad-pa).
В течение двенадцати лет Будда учил Девяти Путям Бöна (тиб. Theg-pa rim-dgu’i bon):
Бöну Причины (тиб. Rgyu’i-bon):
1. Чашен Тэгпа (тиб. Phywa-gshen theg-pa)
2. Нангшен Тэгпа (тиб. Snang-gshen theg-pa)
3. Трульшен Тэгпа (тиб. ‘Phrul-gshen theg-pa)
4. Сишен Тэгпа (тиб. Srid-gshen theg-pa)
и Бöну Результата (тиб. ‘bras-bu’i bon):
5. Геньен Тэгпа (тиб. Dge-bsnyen theg-pa)
6. Дрангсонг Тэгпа (тиб. Drang-srong theg-pa)
7. Акар Тэгпа (тиб. A-dkar theg-pa)
8. Йешен Тэгпа (Ye-gshen theg-pa)
9. Ламе Тэгпа / Дзогчен (тиб. Bla-med theg-pa / Rdzogs-chen).
Кроме этого, он учил Бöну Четырех Дверей и Пятой, Сокровищницы (тиб. Sgo-bzhi mdzod-lnga), а также Тантре Могущественного Колеса Времени (тиб. Dbang ldan dus kyi 'khorlo'i rgyud), знания о которой он преподал Владыкам Земли, сабдагам (тиб. sa bdag).
3. Деяние укрощения (тиб. Rnam-par dul-ba’i mdzad-pa)
Чтобы укротить существ Трех миров (тиб. Khams-gsum), Трех бытий (тиб. Srid-gsum) и Шести уделов (тиб. 'Gro-ba rigs-drug), Тöнпа Шенраб отправил бесчисленные эманации из всех частей своего тела: Дульшен, Йешен, Йендул, Шенпо (тиб. 'dul-gshen, ye-gshen, g.yen-'dul) и т. д. Эти эманации достигли миллионов миров, где укротили живых существ и вывели их из сансары.
4. Деяние руководства (тиб. Rnam-pa ‘dren-pa’i mdzad-pa)
Чтобы освободить живых существ от недугов привязанности и невежества, а также зависти, гордости и страсти, собирательно именуемых «Пятью ядами» (тиб. dug-lnga), Тöнпа Шенраб привел всех существ, находившихся под властью великих недобродетелей, к Буддовости Трех Тел (тиб. Sku-gsum sangs-rgyas-pa).
5. Деяние супружества (тиб. Rnam-par nges-pa’i mdzad-pa)
С целью показать, что существа этого мира могут сочетать жизнь и практику, Будда проявил общепринятое поведение и взял в жены триста шестьдесят воплощений разных мирских богинь, а также Хозу Джьялмему (тиб. Hos-za Gyal-med-ma), эманацию Джаммы (тиб. Yum-chen 'Byams-ma), просветленной богини изначальной мудрости и любящей доброты.
6. Деяние проявления потомства (тиб. Rnam-par sprul-pa’i mdzad-pa)
Хотя Тöнпа Шенраб не был обусловлен мирскими заботами, для того, чтобы продолжить королевский род Мушен (тиб. Dmu-gshen), он стал отцом восьми сыновей и двух дочерей, тем самым обеспечив преемственность юнгдрунг бöна, поскольку многие из его детей стали важными держателями линии передачи и распространителями его учения. Более того, несмотря на минувшие тысячелетия и многочисленные препятствия, род Шенраба Миво сохранился в Центральном Тибете до наших дней и ныне живущие потомки носят имя Джьялва Шентсанг (тиб. Rgyal-ba gshen-tshang).
Сыновей Тöнпа Шенраба звали:
- Тобу Бумсанг (тиб. Gto-bu ‘bum-sangs),
- Чебу Трише (тиб. Dpyad-bu khri-shes — держатель линии бöнпо медицины),
- Лунгден Салва (тиб. Lung-ldan gsal-ba),
- Джьюдрэн Дронма (тиб. Brgyud-‘dren sgron-ma),
- Конгтса Вангден (тиб. Kong-tsha dbang-ldan),
- Конгтса Трулбу (тиб. Kong-tsha ‘phrul-bu),
- Волдруг Тангпо (тиб. ‘Ol-drug thang-po),
- Регент Мучо Дэмдруг (тиб. Gdung-sob Mu-cho ldem-Drug).
Именно Мучо Дэмдруг взял на себя ответственность за учения юнгдрунг бöна и их распространение по завершении периода «Учений тела» (тиб. sku-yi bstan-pa), когда спустя 10000 лет после рождения Тöнпа Шенраба (16017 г. до н.э. согласно Тэнтси) начался период «Учений речи» (тиб. gsungs-gi bstan-pa). Третий и последний период юнгдрунг бöна Тöнпа Шенраба Миво, период «Учений ума» (тиб. thugs-kyi bstan-pa) начнется в 3983 году. Закончится он в 13983 году, когда новый Будда, Тöнпа Тангма Медрон (тиб. Ston-pa Thang-ma Me-sgron) воплотится на Земле и начнется следующий цикл юнгдрунг бöна.
Дочерей Тöнпа Шенраба звали Шенза Нэчен (тиб. Gshen-za ne-chen) и Шенза Нэчунг (тиб. Gshen-za ne-chung).
7. Деяние подчинения (тиб. Rnam-par ‘joms-pa’i mdzad-pa)
В этот период разные демоны стремились создать как можно больше препятствий и трудностей для Тöнпа Шенраба. Главным среди демонов был Дӱд Чьябпа Лагринг (тиб. Bdud Khyab-pa lag-ring), вездесущий демон с длинными руками. Демоны пытались обмануть Тöнпа Шенраба и его последователей, прибегая к различным магическим трюкам. Они также стремились навредить им прямыми атаками, но безуспешно; Тöнпа Шенраб превращал все негативные аспекты и неблагоприятные обстоятельства в добродетель и красоту. Однако Чьябпа Лагрингу удалось обольстить младшую дочь Тöнпа Шенраба Шензу Нэчунг, и в то время, когда отец отлучился в мир богов Ча, Чьябпа Лагринг увез ее в свой мир Сияющей Тьмы, Мӱнпа Зердэн (тиб. Mun-pa zer-ldan). Тöнпа Шенраб отправился в мир демонов, спас свою дочь, а также обратил двух сыновей Чьябпы Лагринга в юнгдрунг бöн. Это побудило Чьябпу Лагринга признаться в своих злодеяниях, и демон предложил Будде пятикратное подношение. Однако он еще не был полностью покорен.
Позже Чьябпа послал семерых своих сыновей, чтобы они выкрали семь лошадей Шена и доставили их в Конгпо (тиб. Kong-po) в Тибете, где правил его отец-демон. Будда не был привязан к своей собственности, однако он увидел, что это благоприятный момент для того, чтобы подчинить демонов и принести юнгдрунг бöн в Тибет. Поэтому он пустил стрелу сквозь горную гряду, опоясывавшую и защищавшую Олмо Лунгринг, и таким образом создал «Путь стрелы» (тиб. mda’-lam), туннель в Тибетское плато. Затем он прошел через этот туннель и отправился в Конгпо, где одержал победу над демонами и разрушил их опорную гору. На месте горы демонов он создал гору бöна, известную как Конгпо Бöнри (тиб. Kong-po bon-ri).
Демоны напали на Тöнпа Шенраба, но он снова подчинил их, призвав на помощь армии небесных воинов, богов Драбла своих предков (тиб. sgra bla) и превратив демоническое оружие в цветы. Отец Чьябпы Лагринга, демон Конгдже Карпо (тиб. Kong-rje dkar-po), правивший Конгпо в то время, вместе со своей армией демонов и тибетским народом, который в то время поклонялся демонам и поддерживал их посредством ритуалов, относившихся к отдельным течениям доисторического бöна (тиб. Gdod-ma'i bon), признал свою вину и вернул лошадей. Конгдже Карпо предложил Тöнпа Шенрабу свою дочь, Конгзу Тричам (тиб. Kong-za khri-lcam) в качестве супруги, и все демоны, а также все тибетцы обратились в юнгдрунг бöн, став последователями Будды и практикующими.
Это еще больше разозлило Чьябпу Лагринга. Несмотря на то, что он продолжал создавать проблемы с помощью магии, причинить вред Будде он был не в состоянии. Раздосадованный, он поджег сокровищницу, в которой хранились писания юнгдрунг бöна. Сокровищница сгорела дотла, но благодаря мудрости и состраданию Тöнпа Шенраба из пепла возникли Пять героических слогов (тиб. dpa’-bo ‘bru-lnga). Из этих Пяти cлогов возникли триста шестьдесят восемь букв, и таким образом учения юнгдрунг бöна были восстановлены и распространились по всему миру.
8. Деяние победы (тиб. Rnam-par rgyal-ba’i mdzad-pa)
Среди учеников Будды был добродетельный принц Джья Конгтсе Трульджьи Джьялпо (тиб. Gya Kong-rtse ‘Thrul-gyi rgyal-po), особенно талантливый и глубоко преданный Тöнпа Шенрабу и юнгдрунг бöну. Он хотел построить большой бöнский храм (тиб. gsas-khang) посреди озера Мучьюдал (тиб. Mu-khyud-dal). Благодаря предыдущим положительным кармическим связям демоны Синпо (тиб. srin-po) и духи воды Лу (тиб. klu) согласились помочь принцу в строительстве, но с одним условием: никто не должен был об этом знать и никто не должен был их видеть. Принц Конгтсе согласился. Он рассказал о том, куда собирается, только своим родителям и, приказав им никому не рассказывать об этом, даже своей жене, уехал.
Время шло и шло, и жена принца Конгтсе отчаянно пыталась понять, почему ее муж не возвращается домой. Она не верила тому, что говорили ей свекры, и продолжала снова и снова расспрашивать их — до тех пор, пока они, наконец, не выдали правду о том, где находится ее муж.
Она сразу же отправилась в путь. Прибыв на берег озера, она увидела, как Синпо и Лу работают над закладкой фундамента для большого храма, и фундамент, который уже немного возвышался над водой. Синпо и Лу сразу же заметили ее и закричали на Конгтсе, проклиная его за нарушение обещания. Впав в ярость, они разрушили все, что было построено, и ушли восвояси.
Принц был ужасно расстроен. Бродя вокруг в отчаянии, он встретил Часэ Кенгтсе (тиб. Chya-sras Keng-tse), божество Мудрости. Часэ Кенгтсе помог ему снова призвать демонов и духов воды и завершить строительство. Храм наполнили символическими опорами: статуями и тангками, представляющими Тело Будды; писаниями, символизирующими его Речь; а также чöртэнами и тса-тса (тиб. mchod-rten, tsha-tsha), представляющими его Ум.
Но демоны снова взбунтовались и попытались разрушить храм. В отчаянии принц Конгтсе призвал самого Тöнпа Шенраба, и Будда мгновенно прибыл со свитой из 5500 юнгдрунг сэмпа (тиб. g.yung-drung sems-dpa’ — «духовные герои свастики», бодхисаттвы). Приняв форму Нампара Джьялвы (тиб. Rnam-par rgyal-ba), Всепобеждающего, Тöнпа Шенраб усмирил духов. Затем он освятил храм и дал учение «Бöна Четырех Дверей и Пятой, Сокровищницы» (тиб. sgo-bzhi mdzod-lnga).
9. Деяние познания (тиб. Rnam-par rig-pa’i mdzad pa)
Несмотря на то, что Тöнпа Шенраб был уже полностью реализованным Буддой, на тридцать первом шен-году своей жизни он решил отречься от мирской жизни с целью продемонстрировать пример отречения. Поэтому он отрекся от престола, отказался от имущества и покинул дворец. Некоторые из его последователей и приближенных радовались и хотели последовать его примеру, другие же были не рады и умоляли его остаться. Но Шенраб Миво был непреклонен; в итоге он ушел.
Поутру он начитал имена 1000 Будд, а также сущностные мантры, принял в пищу три белых продукта (тиб. dkar-gsum) и воздержался от мяса, вина и чеснока. Затем он надел монашеские одежды, встряхнувшись, проявил крылья, и, превратившись в получеловека-полуптицу шанг-шанг (тиб. shang-shang), полетел к наивысшей чистой земле (тиб. zhing-khams) Огмин (Тиб. ‘Og-min). Там он получил посвящение от Дрангсонга Легдэна (тиб. Drang-srong legs-ldan). Затем он спустился в мир Тридцати трех богов (тиб. sum-bcu-rtsha-gsum lha-gnas), где прожил год в затворе, повернув Колесо бöна для обитавших там божеств. После этого он спустился в мир Четырех великих царей (тиб. rGyal-chen ris-bzhi’i gnas) еще на год и повернул Колесо бöна и там. Затем он спустился в наш мир. Практикуя аскезу на границе Олмо Лунгринга, он полностью победил Дӱда Чьябпу Лагринга и его демоническую свиту, после чего все они стали его последователями и начали практиковать юнгдрунг бöн. После этого Будда Тöнпа Шенраб дал учение Четырех колес бöна (тиб. bon-‘khor tshig-bzhi). Далее он даровал различные уровни мирских и монашеских посвящений всем своим последователям и дал им наставления о чистом поведении, обетах и обязательствах.
10. Деяние уединения (тиб. Rnam-par dben-pa’i mdzad-pa)
Тöнпа Шенраб жил в уединении и тишине в лесу на пирамиде девяти ярусов свастик (тиб. G.yung-drung dgu-brtsegs). Постепенно вокруг него собирались последователи. Ученикам с высокими способностями он преподавал Дзогчен, а менее способным давал предварительные учения о постепенном пути (тиб. lam-rim).
11. Деяние освобождения (тиб. Rnam-par grol-ba’i mdzad-pa)
После этого Тöнпа Шенраб дал учения о том, как реализовать воззрение, глядя с высших уровней учений на низшие, и о том, как практиковать добродетельное поведение, приняв за основу великое сострадание и поднимаясь ступень за ступенью (тиб. sa) с помощью Десяти совершенств (тиб. pha-rol-tu phyin-pa bcu). Он также дал пророчества о будущем юнгдрунг бöна и произнес разные другие проповеди.
12. Деяние реализации (тиб. Rnam-par grub-pa’i mdzad-pa)
С целью продемонстрировать изменчивую природу циклического существования (тиб. ‘khor-ba), во время пребывания на пирамиде девяти ярусов свастик, Юнгдрунг Гутсег, Тöнпа Шенраб проявил болезнь и захворал. Не на шутку встревоженные, его последователи и ученики упросили его переехать во дворец Тримон Джьялже (тиб. Khri-smon rgyal-bzhed). Там Тобу Бумсанг, сын Тöнпа Шенраба, провел ритуалы То (тиб. gto), а другой его сын, Чебу Трише, занялся диагностикой и лечением.
Чтобы продемонстрировать действительность относительной истины (тиб. kun-rdzob bden-pa), Тöнпа Шенраб оправился от болезни. Однако через некоторое время он проявил болезнь снова. Несмотря на то, что его последователи умоляли его не уходить, он начал давать учение о том, как достичь освобождения в момент смерти. Таким образом, на восемьдесят втором шен-году своей жизни, проявляя бесчисленные чудесные и благоприятные знамения, в тридцатый день первого зимнего месяца года Водяного Кролика (т.е. 7817 г. до н.э.) Тöнпа Шенраб вошел в паринирвану (тиб. mya-ngan las-'das-pa). Его тело было кремировано, и был проведен ритуал восемнадцатикратного подношения (тиб. Cho-ga 'phrin-las bco-brgyad), после которого священные реликвии, как опору для прибежища, разделили между собой люди, боги Хла (тиб. lha) и боги воды Лу.
Примечания:
1. Berzin, Alexander. “An Introduction to Tibetan Astronomy and Astrology.” The Tibet Journal, т. 12, вып. 1, 1987 г., стр. 17-28. JSTOR, www.jstor.org/stable/43300228. Посещен 26 января 2021 г.2. См. Norbu. Drung, Deu and Bön, стр. 156-158.
3. Йонгдзин Лопöн Тэндзин Намдак, Кхенпо Тэнпа Юнгдрунг, Геше Гелек Джинпа. Друбдра Кхенпо Тсультрим Тэндзин не отбрасывает возможность такой датировки.
4. См. Ermakov, Dmitry. Bѳ and Bön: Ancient Shamanic Traditions of Siberia and Tibet in their Relation to the Teachings of a Central Asian Buddha, (Kathmandu, Vajra Publications, 2008), Spread of Bön in Eurasia, стр. 704-705.
Источники:
1. Ермаков Д. Бѳѳ и Бöн. Древние шаманские традиции Сибири и Тибета в их отношении к учениям центральноазиатского будды. Книга первая. М. ; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / Серия «Пальмира-символ», 2020.2. Berzin, Alexander. “An Introduction to Tibetan Astronomy and Astrology.” The Tibet Journal, т. 12, вып. 1, 1987 г., стр. 17-28. JSTOR, www.jstor.org/stable/43300228. Посещен 26 января 2021 г.
3. Ermakov, Dmitry. Bѳ and Bön: Ancient Shamanic Traditions of Siberia and Tibet in their Relation to the Teachings of a Central Asian Buddha, (Kathmandu, Vajra Publications, 2008).
4. Kvaerne, Per. The Bon Religion of Tibet, (London: Serindia Publications, 1995).
5. Namdak, Yongdzin Lopön Tenzin. The Nine Ways of Bön; A Compilation of teachings in France, Volume I, 9 September – 9 December 2006, Trnscr. & ed. Carol Ermakova and Dmitry Ermakov (Blou: Shenten Dargye Ling, 2006).
6. Namdak, Yongdzin Lopön Tenzin. Trnscr., Comp. & Ed. Carol Ermakova & Dmitry Ermakov. The Four Wheels of Bön ༎བོན་འཁོར་ཚིག་བཞི།།, Oral Teachings by Yongdzin Lopön Tenzin Namdak Rinpoche, (UK: FPYB, 2016).
7. Norbu, Namkhai. Drung, Deu and Bön: Narrations, Symbolic language, and the Bön tradition in ancient Tibet, (Dharmasala: LTWA, 1995).
8. Sangye, Menri Lopon Tenzin. Tr. Sangye Tandar, Ed. Richard Guard. The Twelve Deeds: A Brief Life Story of Tonpa Shenrab, the founder of Bon religion, (Dharmasala: LTWA, 2003 reprint).
9. Snellgrove, David. The Nine Ways of Bön, (London: Oxford University Press, 1967).
Статья переведена и опубликована на портале «Чистые Земли» с разрешения автора — Дмитрия Ермакова. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Dmitry Ermakov and published at https://yungdrungbon.co.uk/.