Тексты терма: что это и откуда пошла их традиция

Тексты терма: что это и откуда пошла их традиция

Автор:
630 просмотров

Терма (тиб. gter ma, «скрытое сокровище») — священные объекты Учения, которые были спрятаны и затем обнаружены последующими поколениями учителей. Чаще всего под терма подразумевают тексты, хотя это могут быть и ритуальные предметы. Открыватели терма называются тертонами.

Традиция терма особенно важна для буддийской школы Ньингма и Юнгдрунг Бона. Некоторые тертоны принадлежали школе Кагью.

terma1.png

Источник: Tibetan Healing Amulet

Виды терма


Обычно говорят о двух типах скрытых сокровищ:

  1. Сатэр (sa gter), терма земли — физические объекты, например, свитки с текстами, которые находят в горах, озерах, деревьях и других потайных местах.

  2. Гонгтэр (dgongs gter), терма ума — тексты, которые тертон открывает непосредственно с помощью ума.

Джон Мирдин Рейнольдс (Ваджранатха) также добавляет к списку промежуточный тип терма — те, которые приходят к тертону в виде откровений видения (dag-snang) и слушания (snyan-rgyud).

Однако даже в виде физических сокровищ тексты не всегда могут прочитать непосвященные. Например, согласно буддийской традиции, иногда они могут быть написаны на языке дакини.

terma2_waifu2x_art_noise1_scale.png

Пример золотого письма дакини из терма традиции Ньингма. Источник: Dakini Translations

Тертон — не просто «кладоискатель», он продолжатель линии передачи учения, иногда — реинкарнация ученика, получившего ранее устную передачу. Значит, он готов к тому, чтобы воспроизвести текст, и поэтому физическое воплощение терма необязательно.

История традиции терма


Буддисты школы Ньингма связывают традицию терма с великим учителем Падмасамбхавой, который принес учения Тантры и Дзогчена в Тибет. В VIII веке он поручил своей супруге Еше Цогьял записать тексты и скрыть их по всей стране, потому что тибетцы еще не были готовы их воспринять.

Среди знаменитых тертонов школы Ньингма — Ньида Сангье и его ученик Карма Лингпа (обнаружил «Бардо Тхёдол»), жившие в XIV веке. В XVIII–XIX веках жили другие великие тертоны: Джигме Лингпа, Чогьюр Лингпа и Дуджом Лингпа, в XX веке — Дуджом Ринпоче и Дилго Кхьенце Ринпоче. Открытие важнейших текстов не прекращалось спустя века.

terma3.png

Падмасамбхава и Еше Цогьял. Источник: The Thangka

Для последователей Юнгдрунг Бона эти годы также известны как время сокрытия множества текстов.

В VIII веке бонпо подвергались гонениям со стороны царя Трисонга Децена, который пригласил Падмасамбхаву в Тибет. Считается, что он хотел править единолично, избавившись от бонских священников и уничтожив авторитет самого Учения.

terma4_waifu2x_photo_noise1_scale.png

Статуя Трисонга Децена в Самье, Тибет

Дренпа Намка заключил с царем сделку: он примет буддизм и станет одним из учеников Падмасамбхавы, но царь разрешит ему спрятать множество священных текстов Бона.

terma5.png

Тибетское воплощение Дренпа Намки. Изображение любезно предоставлено Международным институтом Шанг Шунг

Однако это не первая история сокрытия текстов Бона. Ранее последователи Учения уже подвергались гонениям в Тибете — от царя Дригума Ценпо в VII веке до нашей эры. Тогда бонпо и начали скрывать свои тексты как терма.

В Боне известно деление всех скрытых сокровищ на три раздела в зависимости от того, где они были найдены:

  1. «Северное сокровище» (byang gter) — Шанг-Шунг и север Тибета.

  2. «Центральное сокровище» (dbus gter) — центральный Тибет, недалеко от Самье.

  3. «Южное сокровище» (lho gter) — Бутан и юг Тибета.

Как величайший тертон Юнгдрунг Бона почитается Шенчен Луга. В XI веке он обнаружил Пещеру сокровищ (mdzod phug) — ее тексты ценны не только для традиции, но и для современных светских исследователей, потому что отчасти составлены на шанг-шунгском языке.

terma6.png

Шенчен Луга. Изображение: Raven Cypress Wood

Даже неполный список терма, открытых Шенченом Лугой, включает в себя шестнадцать важнейших текстов Тантры и Дзогчена.

Деятельность Шенчена Луги ознаменовала возрождение Бона в Тибете. Возводились монастыри, а новые поколения тертонов находили новые терма.

Так, Жодтон Нгодруб Драгпа, современник Шенчена Луги, нашел «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство» — важнейший текст бонского Дзогчена. Примерно в то же время Метон Гонгдзё Ритрод Ченпо основал другую линию передачу Дзогчена, Атри, добавив к текстам Отцовской Тантры терма ума.

В XIV веке другой тертон, Бонджиг Юнгдрунг Лингпа, обнаружил текст, из которого происходят многие практики, посвященные Цевангу Ригдзину.

История тертонов Юнгдрунг Бона не прерывается почти вплоть до современности. В XIX веке жили такие великие открыватели сокровищ, как Санг Нгак Лингпа и Кхандро Дечен Вангмо.

terma7.png

Санг Нгак Лингпа. Изображение: Raven Cypress Wood

Санг Нгак Лингпа оставил после себя множество ритуальных текстов, среди которых, например — циклы практик, посвященных Сипе Гьялмо.

Теперь, когда распространение Учения не находится под непосредственной угрозой, традиция терма, кажется, принадлежит истории — однако мы не можем знать, не будут ли рождены новые тертоны, которые обнаружат новые скрытые тексты.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Открыватель текстов-сокровищ и реформатор Бон. Кем был Шенчен Луга Открыватель текстов-сокровищ и реформатор Бон. Кем был Шенчен Луга
До и после Шенчена Луги существовали тертоны, открыватели текстов-сокровищ Бон, однако ни один из ни...
Читать далее
Три Дрэнпа Намкхи юнгдрунг бöна Три Дрэнпа Намкхи юнгдрунг бöна
Краткий экскурс в историю Дрэнпа Намкхи, одного из самых известных и могущественных мастеров юнгдрун...
Читать далее
История Юнгдрунг Бон История Юнгдрунг Бон
Юнгдрунг Бон уходит корнями в давние-давние времена. Пройдя сквозь века, пережив неоднократные гонен...
Читать далее
totop