Шине (Шаматха)

Шине (Шаматха)

Автор:
7901 просмотров

Шине в переводе с тибетского — «умиротворенное пребывание». Это медитация, состоящая в сосредоточении внимания на объекте однонаправленно, без отвлечения и потери ясности сознания на протяжении длительного времени. На её основе развивается «высшее виденье» лхатонг (випашьяна) — способность к глубокому исследованию и ясному различению свойств объекта благодаря однонаправленному сосредоточению. 

Освоение Шине помогает обуздать ум, делая его более устойчивым, управляемым и острым. Это помогает как в повседневной жизни, так и в практике медитации — в частности, является необходимой основой для дальнейшей практики таких методов Дзогчен, как Трекчо и Тогал.


Ученик: Сколько времени ум должен находиться в состоянии неотвлечения, чтобы считать, что начальный уровень Шине достигнут?

Ринчен Тензин Ринпоче: У каждого по-своему. Если час можете не отвлекаться, это хорошо. Но важно не только время, а еще и результат, о котором можно судить по тому, насколько мы во время практики Шине можем избавиться от возникающих грубых чувств (гнева, привязанности и тому подобного). То есть, если у нас во время Шине возникают какие-то беспокойства и дискомфортные ощущения в уме, в сознании, и если во время практики они у нас исчезают полностью, тогда Шине обладает достаточной силой. Как это происходит? Иногда из-за каких-то условий во время практики мы начинаем, например, злиться. Когда мы злимся, кровь поднимается и возникает дискомфорт. Если мы остаемся пребывать в естественном состоянии, то через несколько секунд этот гнев исчезает сам по себе. Когда вся сила нашего ума сосредоточена на объекте, тогда силы для гнева не остается, и он сам по себе исчезает. Вот такой должна быть база Шине.

Практика Шине

Что такое практика Шине в первую очередь? Это способ стать хозяином своего ума. В настоящий момент мы не хозяева своего ума, а наоборот. Наши мысли, беспокоящие эмоции, разного рода чувства захлестывают нас, влекут нас за собой. Мы не можем с ними совладать — это они владеют нами. В своей повседневной жизни мы из-за каких-то мелочей начинаем беспокоиться, волноваться, и вот мы уже не можем уснуть, ворочаемся с боку на бок, на следующий день из-за того, что плохо выспались, чувствуем себя еще хуже, беспокойства еще больше усиливаются…

Практика Шине (Шаматха) — это метод, который позволяет нам обуздать эти беспокойные мысли, в результате чего мы достигаем состояния покоя и удивительного счастья. Беспокоящие эмоции уходят, в теле начинает правильно циркулировать энергия, ум успокаивается, наше эмоциональное состояние становится приподнятым, радостным, также уменьшаются болезни, потому что вместе с циркуляцией праны в теле у нас улучшается циркуляция крови и всех остальных жидкостей организма. 

В практике Шине, благодаря специальным визуализациям, специальным методам удерживания ума и концентрации, мы достигаем так называемого состояния Самадхи, пребывания в медитативном сосредоточении, и первое переживание, которое у нас там появляется — это переживание огромного счастья, блаженства.

В обычной жизни люди тоже иногда достигают состояния блаженства — например, в результате половой близости или «накачавшись» спиртным. Ведь для чего люди пьют алкоголь? Чтобы почувствовать счастье. Кому-то надо выкурить сигарету, чтобы стало хорошо. Кто-то использует наркотики. Кто-то бесконечно ищет близости с противоположным полом. Но все эти мирские способы почувствовать себя счастливым одновременно являются тем, что впоследствии вредит нам, истощая наше здоровье, вызывая заболевания, и, таким образом, лишь усугубляя проблемы. После всплеска счастья нас настигает усталость, вялость, раздражительность, и в итоге мы лишь теряем, практически ничего не находя.

Что касается переживания блаженства, которое достигается в результате практики Шине, то это принципиально другое состояние. Оно не приносит нам впоследствии ни страданий, ни проблем, ни болезней. Когда наш ум полностью спокоен, удивительное тихое счастье наполняет нас. Сознание уходит из каналов, связанных с омрачающими эмоциями, циркуляция праны налаживается, и мы в буквальном смысле чувствуем, как счастье разливается по всему телу.

Практика Шине также приносит нам пользу в любой мирской деятельности — ведем ли мы машину, выполняем ли какую-либо другую работу, умение правильно концентрироваться и успокаивать свой ум помогает нам делать все гораздо лучше.

Начало выполнения практики — причина

Первая причина для выполнения практики Шине — это опора, то есть драгоценное человеческое тело, обладающее свободами, связями-богатствами и мудростью, тщательно распознающей объекты познания. Драгоценное человеческое рождение с восемнадцатью качествами, десятью дарами и восемью свободами нам крайне необходимы.

Помимо драгоценного человеческого рождения, нужна склонность к созерцанию, радость созерцания, вера в созерцание. Если нам это неинтересно, мы этому не рады, то практика будет бесполезна. Веры, преданности и желания также недостаточно. У нас должно быть великое и безотлагательное радостное усердие. Ведь даже если мы чего-то хотим, рады этому, доверяем ему и стремимся к нему, но при этом ничего не делаем, то и результата не будет. 

Также, если мы откладываем практику на завтра, послезавтра и так далее, то постепенно из всех этих завтрашних дней вместе сложатся месяцы, годы и целая жизнь. Можно привести такой пример безотлагательного усердия: если у тибетской красавицы загорелись волосы, то чем бы она ни была занята, что бы она ни держала в этот момент в руках, бросит все и начнет их тушить. Так и здесь.

Медитация

Главная задача в медитации — это распознание подлинной природы ума и пребывание в ней. Но что сейчас представляет из себя наш ум? Он хаотичен, делает что хочет, он устремляется за всеми мыслями, которые возникают. Мы не можем его контролировать. Если вдуматься, то все беды в этом мире так или иначе связаны именно с этим бесконтрольным буйством ума. С тем, что ум нам не подвластен, а тело подобно его безропотному слуге. Поэтому нам необходимо собрать свой ум, вернуть себе контроль над ним и сделать так, чтобы он пребывал там, где нужно. Ум обладает огромной силой. Эта сила, будучи бесконтрольной, создает все неблагое в мире, все беды и несчастья. Однако она же, эта же самая сила, способна порождать счастье и блаженство.

Ученик: У меня ум держится, картинка хорошая, но все время как бы вторым слоем идет какой-то еще поток, в котором то слова, то мысли, причем это даже не мысли о моих делах, а отрывки текстов учений… Что делать в этом случае?

Ринчен Тензин Ринпоче: Это отвлечение. Нужно стараться концентрироваться более однонаправленно, чтобы ум на эти вещи из второго слоя не отвлекался. Тут важно понять, что видимости возникать возникают, но, когда они возникают, важно за них не цепляться. Если мы за них цепляемся, это уже концепция или мысль. Если же они просто возникают, это нам не причиняет вреда.

Ученик: То есть, если они плывут там себе, то и пусть плывут?

Ринчен Тензин Ринпоче: Да, просто не надо думать. Одно дело то, что возникает у нас в уме, и совсем другое — то, за что мы цепляемся, начиная об этом думать. Превращая видимости в мысли и концепции. Сначала возникают видимости, а уже потом мы начинаем за них цепляться. Мы практикуем медитацию, чтобы наполнить нашу жизнь и уменьшить страдания, чтобы помочь другим.


Польза практики

Практика Шине учит нас контролировать свой ум. Пока мы совсем не способны его контролировать, то даже если нам откроется ригпа, мы не сможем стабильно пребывать с этим воззрением, а значит — оно нам не поможет. Ведь мы не будем в силах закрепить его, сделать его устойчивым. Зачем нам нужен стабильный ум? Для того, чтобы задача пребывания с каким-то объектом долгое время стала ему под силу. Сейчас это у нас не получается, потому что куда бы мы ни пытались ум поместить, он там не остается — убегает, ускользает. Поэтому Шине — это именно то, что впоследствии очень сильно помогает в дальнейшей практике, когда задача заключается в стабильном пребывании в ригпа.

Каков абсолютный плод практики Шине? Это такое сосредоточение, в ходе которого мы можем пребывать с объектом бесконечно долгое количество времени — месяцы, годы. Люди, входя в это состояние, состояние непрерывной медитации, перестают даже дышать, поэтому сколько ум покоится на объекте, столько они с ним могут пребывать. Концентрация настолько сильная, что дыхание останавливается. 

Важно понять, что такое Шине, умиротворенное пребывание или “умиротворение ума”, и чем оно отличается от способов медитации Тантры и Дзогчена. Многие этой разницы не осознают, поэтому какой медитацией они занимаются — никому не известно. Во время медитации Шине ум находится на объекте, и ничего другого в уме возникать не должно, а если что-то и возникает, то это — неважно.



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Пхова в традиции Юнгдрунг Бон Пхова в традиции Юнгдрунг Бон
Практика пховы в традиции Бон содержит знания об осознанном умирании. Она применяется во время смерт...
Читать далее
Что такое Дзогчен? Что такое Дзогчен?
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны. Это самый быст...
Читать далее
Практики Юнгдрунг Бон Практики Юнгдрунг Бон
Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, пра...
Читать далее
totop