
Девять Будд, двадцать четыре мастера, Тапихрица и три защитника Шанг-Шунг Ньен Гью
Хотя на нашем сайте намеренно не даются учения или практики дзогчен, в этой статье объясняется связь между тремя разными текстами одного из самых драгоценных циклов учений дзогчен: Шанг-Шунг Ньен Гью, устная передача из Шанг-Шунга. Среди трёх (иногда их считают за четыре) основных линий передачи дзогчен в традиции Юнгдрунг Бон линия Шанг-Шунг Ньен Гью выделяется как особенно драгоценная. Хотя остальные писания были спрятаны или держались в тайне в период гонений VIII века в Тибете, король, устроивший эти гонения даровал Шанг-Шунг Ньен Гью особый статус, дающий защиту. Так, передача этого высокого учения от мастера на ухо ученику сквозь поколения никогда не прерывалась. Хотя традиционно оно было тайным, из-за меняющихся обстоятельств в наше время защитники учения дали разрешение передавать его более открыто.
Шанг-Шунг Ньен Гью
Полное название текста – Шанг-Шунг Ньен Гью Ка Гью Кор Джи, Четыре Цикла Просветлённых Слов Устной Передачи Шанг-Шунга. Обычно его называют Ньен Гью или Кор Джи. Это коренной текст. Источником данного учения является изначальный просветлённый, Кунту Зангпо. Учение было передано из ума в ум от Кунту Зангпо через восемь других просветлённых к Сангва Дюпе. Этот Сангва Дюпа родился принцем в государстве Тадзик и среди бонпо считается предыдущей инкарнацией Будды Шакьямуни. Он передал учение, используя как своё сознание, так и слова человеку, представителю мира нагов (тиб. – «лу») и представителю мира богов. Эти три ученика – начало данной линии передачи, где было двадцать четыре мастера, каждый из которых последовательно достиг радужного тела света, что является знаком наивысшей реализации в дзогчене. Затем передача продолжилась через почитаемого йогина Нангджера Лопо, который сыграл важную роль в защите Шанг-Шунг Ньен Гью и способствовал тому, чтобы его не пришлось прятать, спасая от уничтожения во время гонений. Позднее, в XI веке, Янгтон Ченпо Шераб Гьялцен, член почитаемого клана Янгтон из Долпо, проявил к ученикам великую доброту, впервые записав учение, чтобы облегчить его изучение и практику. Однако считается, что записав тайное учений, он создал себе препятствие и его срок жизни укоротился, так как он умер в 63 года, а не в 75, как было предсказано. (Более полный список лам линии передачи Шанг-Шунг Ньен Гью можно найти в статье по ссылке).
Шанг-Шунг Ньен Гью – относительно большой том, содержащий в себе такие работы, как Двенадцать Маленьких Тантр и соответствующие комментарии, Двадцать Один Гвоздь с комментариями, Шесть Светильников с комментариями, наставления по практикам трулкор и ца лунг, история Тапихрицы и Нангджера Лопо, включая учения о Четырёх Благах, сущностные наставления по практике с умом, Самоочищение Шести Судеб, обращение к защитникам учения Ньипангсé и Менмо Намчи Гунггьялу и так далее. Некоторые главы начинаются с кратких биографий мастеров линии передачи.
Янгтон Ченпо Шераб Гьялцен
Ньям Гью
Более полное название – Шанг-Шунг Ньен Гью Ньям Гью, Передача Опыта Устной Линии Передачи Шанг-Шунга. Также известен как Ньям Гью, Передача Опыта. Данный текст представляет собой собрание духовных опытов, последующих советов и ключевых наставлений мастеров, практиковавших Шанг-Шунг Ньен Гью. Есть краткое собрание, собрание средней длины и расширенное собрание сущностных наставлений. Возможно, самое известное – краткое собрание, известное как Тор Бу. По просьбе Янгтона Ченпо его записал Оргом Кюндул в XI веке.
Чак Три
Текст известен как Чак Три, Практическое Руководство. В XIII веке Дручен Гьялва Юнгдрунг, уважаемый настоятель монастыря Йеру Венсака, получил отдельную передачу Шанг-Шунг Ньен Гью. Затем он занялся составлением практического руководства для Шанг-Шунг Ньен Гью, чтобы структурировать учения, составив логическую последовательность практик. В дополнение к составлению пошагового руководства к учениям Шанг-Шунг Ньен Гью, он также включил элементы собственных рекомендаций для учителей, которые направляют учеников в их духовном развитии. В Чак Три двенадцать глав, которые иногда группируют по пяти общим категориям.
-
Первая глава содержит жизнеописание многих мастеров линии передачи Шанг-Шунг Ньен Гью.
-
Во второй главе содержатся молитвы для начитывания и строфы для нёндро, или предварительных практик.
-
Третья глава заключает в себе непосредственно наставления и описания визуализаций для девяти предварительных практик.
-
Четвёртая глава содержит наставления по основной практике медитации дзогчен. Сюда входят практики по распознаванию и стабилизации ума.
-
Пятая глава содержит наставления относительно воззрения дзогчен.
-
В шестой главе записаны наставления касательно медитации дзогчен.
-
В седьмой главе даны наставления по объединению воззрения с поведением и активностью практикующего дзогчен.
-
Восьмая глава содержит наставления и пояснения о плоде практики дзогчен.
-
В девятой главе даются наставления по практикам устранения препятствий и укрепления реализации.
-
Десятая глава содержит наставления по йогическим упражнениям – трулкхорам для устранения препятствий и развития медитативного опыта.
-
В одиннадцатой главе даны наставления по 49-дневному тёмному ретриту.
-
Двенадцатая глава содержит наставления относительно йогических упражнений ца лунг для устранения препятствий и развития медитативного опыта.
Дру Гьялва Юнгдрунг
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.