Когда семьи из отдаленных гималайских деревень отправляют своих детей в монастырь, это не всегда значит, что они хотят сделать их монахами. Родители поступают так потому, что в монастыре дети могут получить образование на их родном языке и это бесплатно. Основатель монастыря Тритен Норбуце в Катманду Его Святейшество Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче дал прибежище многим детям, но он всегда считал, что для них было бы хорошо посещать надлежащую школу - школу, которая могла бы предоставить современное образование, но также передать важные традиционные ценности тибетской культуры. И эта история именно о такой школе.
Суровые климатические условия, неразвитые инфраструктура, образование и здравоохранение - все это делает жизнь людей, проживающих в Гималаях, тяжелой и временами даже мучительной. Сообщества тех, кто говорит на тибетских диалектах, живут в горах на протяжении веков, но сейчас те семьи, у которых есть средства, посылают своих детей в отдаленные школы-пансионы (школы с проживанием), чтобы обеспечить им лучшее будущее засчет образования. Однако многие из таких школ не учат тибетскому языку и культуре, и дети растут в отрыве от родного языка и традиций, с которыми прожили их народы множество поколений.
Значительное количество семьей не могут позволить себе плату за обучение и просто оставляют детей рядом с собой в деревне. Но у местных школ горных регионов крайне низкие образовательные стандарты, и они не направлены на поддержку народной культуры и лингвистической составляющей тибетского населения. Скорее всего, дети из таких семей, так же как и их родители, будут всю жизнь терпеть трудности и бороться за жизнь.
Альтернативой в плане образования для семей, проживающих в горных высотах Гималаев, являются монастыри, куда детей принимают бесплатно и учат на их родном языке. Но монастырский учебный план сосредоточен на традиционных предметах, а также духовных и культурных ценностях и не включает в себя современное, светское образование. Кроме того, многие дети не имеют наклонности к тому, чтобы уходить в монастырь.
Монастырь Тритен Норбуце в Катманду часто получает запросы от родителей на то, чтобы принять их детей. Основатель Тритен Норбуце Его Святейшество Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче всегда считал, что для них было бы хорошо посещать школу, которая предоставила бы современное образование в сочетании с традиционными тибетскими ценностями. И Кхенпо Тенпа Юнгдрунг Ринпоче, настоятель данного монастыря и ученик Йонгдзина Ринпоче, взял на себя задачу построить такую школу, что стало его долгосрочной миссией.Выбор места
С этой целью в 2007 году в Западной Бенгалии, Индия, была зарегистрирована организация Шериг Пхунцок Линг Бон (Sherig Phuntsok Ling Bon Society), которая основала школу. В том же году был приобретен участок земли в Силигури, столице Западной Бенгалии. Этот город был выбран за относительную доступность из разных уголков Гималаев, близость к Сиккиму, Дарджилингу и Калимпонгу. Кроме того, он всего в 40 минутах езды от границы с Непалом. Бутан находится лишь в 150-ти километрах оттуда, а чтобы доехать на автомобиле до Катманду, где располагается Тритен Норбуце, нужно менее суток.
Еще одно благоприятное условие - это то, что Силигури весьма разнообразен в этническом, культурном и языковом плане. «Это место пересечения активностей всего региона и важный культурный центр. Мы подумали, что здесь у наших учеников будут хорошие возможности для продолжения образования после окончания школы», - рассказал Кхенпо Тенпа Юнгдрунг.
Потребовалось много лет для того, чтобы собрать достаточно средств и начать строительство первого здания в 2016 году. К разработке привлекли французских архитекторов. В сотрудничестве с местными мастерами они разработали безвредную для окружающей среды и устойчивую к землетрясениям конструкцию. Для некоторых элементов постройки использовались природные материалы, такие как бамбук и камень. Первое здание школы включило в себя помещения для занятий, кухню, столовую и комнату для медитации, библиотеку, раздельные для мальчиков и девочек жилые комнаты, несколько помещений для персонала, маленький медицинский кабинет и ванные комнаты.
Через связи, которые были в горном регионе у команды проекта, было объявлено о ее открытии. «Также двое участников из нашей группы отправились в удаленные деревни и распространили новость там» - поделился Кхенпо Тенпа Юнгдрунг.
В результате в период с января по март 2018 года около 70-ти детей из разных частей Гималаев Индии и Непала прибыли и поселились в школе-пансионе. Большинство из них принадлежат к экономически и социально уязвимым семьям, чьи ценности и культурная среда уходят корнями в буддизм и бон - древнюю духовную традицию, широко представленную в горах в прошлом. Для всех детей школа абсолютно бесплатная.
Современный подход с уважением к традициям
Гималайская международная школа Тисэ1 (Tise Himalayan International School), официально начала свою работу в апреле 2018 года, в это время обычно начинается учебный год в Западной Бенгалии. Именно тогда были открыты первые четыре класса.
Руководить школой было доверено президенту организации Шериг Пхунцок Линг Бон - Досточтимому Сонаму Норбу, который был ответственным за проживание и обучение тибетскому языку в школе Лубра в Мустанге на протяжении последних 14-ти лет.
Учебный план у школы довольно необычный. Он соответствует образовательным стандартам, которые предъявляет правительство Западной Бенгалии и Общеобразовательный Центральный Совет, но при этом дополнен элементами искусства, культуры и истории Гималайского региона, делая акцент на осознанности по отношению к окружающей среде и уважении к природе, что является традиционной составляющей духовности.
Урок медитации
Школа использует холистический (целостный) подход к образованию, вовлекая в процесс обучения тело, речь и ум учеников. Это дает детям возможность заниматься спортом, танцами, а также традиционной гималайской йогой. Студентов учат медитировать и они естественным образом усваивают традиционные ценности: сочувствие, щедрость, добросердечность.
Проживание и обучение бесплатны для всех детей
Чтобы поддерживать связь детей с родными местами, школа Тисэ создала авторские учебники для изучения тибетского с историями, которые рассказывают детям о персонажах, горах и реках той местности, откуда они родом. Кхенпо Тенпа Юнгдрунг собрал команду людей для поиска и сбора таких историй, а также составления текстов на их основе.
Иногда в школу приезжают родители. Преждевременно состарившиеся от тяжелой работы, они явно тронуты, наблюдая за тем, как их дети расцветают на глазах, обретая жизнь, о которой сами родители и мечтать не могли.
Трудности на пути
Школа не получает ни финансовой поддержки от государства, ни каких-либо денежных средств за обучение, а это значит, что она полностью зависит от пожертвований и спонсоров. Поддерживать ее финансовую устойчивость - большой вызов, но Кхенпо Тенпа Юнгдрунг не идет на компромиссы, когда речь идет о сохранении высоких стандартов школы: «Благотворительные школы как наша не всегда могут предложить лучшее образование, так как у них недостаточно средств, но мы хотим быть выдающейся школой несмотря ни на что. Снижении стандартов было бы унизительным для детей, а их честь для меня очень важна. Я хочу, чтобы школа дала им уверенность в том, что они ничуть не хуже, чем кто-либо еще и совершенны такие, какие есть».
Школе можно оказать финансовую поддержку, например, пожертвовать средства на зарплату учителям, мебель, строительные работы либо сделать общий взнос. Подробности - на сайте школы.
1Тисэ - тибетское название священной горы Кайлаш, важной составляющей культуры ГималаевФото: из архива Кхенпо Тенпа Юнгдрунга Ринпоче, Jitka Polanská, Darek Sawczuk
Статья переведена и опубликована с разрешения автора — Jitka Polanská, главного редактора сайта speechofdelight.org. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.