Следующий уровень сансарического существования – это мир форм. Высшее достижение в мире желаний и причина попадания в мир форм – это медитативное погружение в концентрацию. Существа мира форм обладают тонким телом света. Они свободны от привязанности к определённым чувственным объектам мира желаний, у них нет ощущения вкуса и запаха. Однако они всё так же испытывают желание по отношению к видам, звукам и тактильным ощущениям. В частности, погружаясь в блаженство тонкого тела, они развивают привязанность к этому состоянию. Эта привязанность и становится причиной их дальнейшего перерождения в одном из низших миров. Можно рассматривать этих существ как состояние ума или уровни реализации, которые можно достигнуть, но эти достижения всё ещё находятся в сансаре.
Очень важно знать о разных возможностях обретения постижений как внутри сансары, так и за её пределами. Так, для мира желаний более высокими состояниями-постижениями являются мир форм и мир без форм. Для существ мира желаний это может звучать абстрактно, потому что наше восприятие ограничено. Тем не менее, мы стремимся не ограничивать своё постижение мирами форм и без форм, а полностью выйти за пределы сансары. Чтобы это сделать, нужно выйти за пределы мира желаний, мира форм и мира без форм. А значит, нам нужно знать состояние, природу и характеристики каждого из этих миров.
В мире форм существует семнадцать классов существ и четыре последовательных уровня всё более глубокого медитативного погружения в концентрацию. Суть концентрации состоит в однонаправленном внимании как на тонкие, так и на грубые аспекты всех объектов. На первом уровне концентрации медитативное погружение не является ни сфокусированным и свободным от отвлечений, ни непрерывным. На этом уровне есть три состояния: Брахма, Близкий к Брахме и Великий Брахма. Также этот уровень обладает пятью аспектами: исследование, анализ, радость, блаженство и концентрация. Исследование и анализ – это противоядия, которые существа мира желаний используют для преодоления омрачений, таких как злонамеренность и враждебность. А на первом уровне концентрации в мире форм эти два аспекта поддерживают существ в дальнейшем отдалении от этих омрачений. Радость и блаженство – это преимущества, которые мы получаем после того, как освобождаемся от привязанностей мира желаний с помощью исследования и анализа. Пятый аспект, концентрация, является самой сутью этого уровня.
На втором уровне концентрации медитативное погружение может быть либо интенсивным и сфокусированным, либо непрерывным. На этом уровне есть три состояния: Маленький Свет, Безграничный Свет и Ясный Свет. Также этот уровень обладает четырьмя аспектами: внутренняя ясность, радость, блаженство и однонаправленная концентрация. Внутренняя ясность является противоядием для практики исследования и анализа первого уровня. Если мы обладаем внутренней ясностью, нам не нужно исследовать и анализировать. Здесь мы превосходим эти два аспекта. Радость и блаженство – это опыт медитативного погружения, который обретается, когда ум свободен от постоянного исследования и анализа. Последний аспект, однонаправленная концентрация, является сутью этого уровня.
На третьем уровне концентрации медитативное погружение и непрерывное, и сфокусированное. Этому уровню присущи три состояния: Маленькое Блаженство, Безграничное Блаженство и Великое Блаженство. У уровня пять аспектов: осознанность, самонаблюдение, равностность, блаженство и однонаправленный ум. Первые три – осознанность, самонаблюдение, равностность – это противоядия, который позволяют нам превзойти опыт радости второго уровня. Осознанность помогает объединиться с этим опытом, самонаблюдение помогает его осознать, а равностность способствует выходу за пределы этого состояния через оставление каждой вещи и каждого опыта такими как есть. Это позволяет нам оставаться в состоянии ясности и осознавания без изменений. Здесь пользой, которую мы обретаем, становится блаженство – четвёртый из пяти аспектов. Состояние, в котором мы пребываем с помощью этих четырёх аспектов – это медитативное погружение данного уровня. Это и есть однонаправленный ум, пятый аспект.
По достижении четвёртого уровня концентрации тело расщепляется. Это значит, что мы сохраняем лишь очень тонкое ощущение формы. Мы на грани выхода из формы и вхождения в мир без форм. Такое состояние называется Безоблачным и обладает четырьмя аспектами: чистое осознавание, чистая равностность, нейтральное чувство и чистый однонаправленный ум. Чистое осознавание и равностность – противоядия от привязанности к блаженству предыдущего уровня. Нейтральное чувство – это свобода от двойственности боли и блаженства. Мы достигаем этой реализации после того, как превзошли опыт блаженства третьего уровня. А достигнув последний аспект, чистый однонаправленный ум, мы утверждаемся в опыте погружения в недвойственность. В итоге это становится причиной для вхождения в первое состояние мира без форм – безграничное пространство. На четвёртом уровне концентрации есть восемь состояний:
-
Восьмое состояние;
-
Безоблачное;
-
Рождённое заслугами;
-
Великий Плод;
-
Невеликий;
-
Без Боли;
-
Глубокое Видение;
-
Высшее пребывание.
Состояние Высшего Пребывания – это последнее достижение перед вхождением в мир без форм.
Читать предыдущие части:
1 - «Путешествие к состоянию будды»
2 - «Заблуждение от омрачений»
3 - «Двадцать негативных ментальных факторов»
4 - «Пять омрачённых воззрений»
5 - «Заблуждение ума, или интеллектуальное заблуждение»
6 - «Действия с негативной кармой»
7 - «Виды существования в сансаре»
8 - «Мир желаний»
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора – Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Journey into Buddhahood», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.