Заблуждение от омрачений

Заблуждение от омрачений

Автор:
381 просмотров


Заблуждение от омрачений включает в себя пять ядов и пять омрачённых воззрений. К пяти ядам относятся неведение, желание-привязанность, гнев, гордость и зависть. Они являются препятствием для естественно присущей нам радости и затрудняют движение по пути к покою и освобождению. Они также называются невоззрениями. Когда эти пять ядов соединяются с нашими телом, умом, телесным жаром (или энергией), дыханием и кровью, это приводит к неблагим действиям тела, речи и ума. 

Заблуждение от омрачений можно охарактеризовать как цепляние за собственное «я» как за что-то реально существующее. Это является омрачённостью, поскольку загрязняет поток нашего сознания и таким образом приводит нас к бесконечным страданиям. А заблуждением оно называется потому, что является результатом цепляния за «я», за его существование. Когда заблуждение от омрачений соединяется с умом, распознавание истинной природы своего «я» и явлений затрудняется, то есть омрачается, и мы больше не способны воспринимать явления в чистом виде, как они есть.

Первый яд – неведение, или отсутствие различения, – это вера в то, что есть отдельное, независимо существующее «я». Пока мы находимся в сансаре, эта вера постоянна: всегда присутствует тонкий ментальный процесс размышления о своём «я», который приводит к тонкому цеплянию за ощущение самости, то есть себя как отдельной личности. Из-за этой привязанности мы не можем увидеть, что «я» – это иллюзия. Таким образом мы укрепляем неведение. И из этого твёрдого ощущения «я» возникает гордыня, когда мы начинаем думать, что наше «я» выше и лучше, чем другие. Такое неведение, или отсутствие различения, и есть корень всех омрачённых эмоций и воззрений. Оно является пищей как для заблуждения от омрачений, так и для заблуждения ума. 

Каждый из пяти ядов имеет физический аспект в своём проявлении. Это называется взаимозависимым возникновением омрачений. В случае с отсутствием различения физической составляющей будет тело. Когда отсутствие различения и тело соединяются, это негативно отражается на наших действиях. Результатом могут стать различные неблагие поступки, такие как убийство, воровство или неправильное сексуальное поведение. 

Второй яд – желание-привязанность – это цепляние ума за ощущения, концепцию, состояние ума или объект. Цепляние затрудняет нашу способность видеть, распознавать, и принимать скрытую истину о непостоянстве. Это открывает дверь боли и страданиям, а также делает нас уязвимыми к страху, неуверенности, гневу и зависти. Когда желание-привязанность соединяется с нашим телесным жаром, или энергией, это повреждает наше восприятие. А когда восприятие омрачено привязанностью, это приводит к скупости, жадному и бедному уму. Жадный ум – это тонкая форма печали, характеризующаяся привязанностью. Она мешает нам радоваться щедрым поступкам, как своим, так и окружающих. Бедный ум – это форма привязанности, которая не даёт нам быть щедрыми и совершать даяния, а также заставляет отговаривать других от проявления щедрости. 

Третий яд – злость, или ненависть, – это цепляние за объект, человека или ситуацию посредством отвращения. Когда злость соединяется с сознанием, в нём возникают негативные проявления. Мы начинаем вовлекаться в недобродетельные действия ума, такие как злонамеренность, вредящие мысли и ложные воззрения. Если мы держимся за свою злость, она становится сильнее, а это будет влиять на то, как мы воспринимаем ситуацию или человека, вызывающего в нас гнев. Когда наш ум контролируется злостью, мы больше не способны воспринимать ситуацию такой, как она есть. Тогда мы теряем контроль над своими действиями и даже можем причинить вред себе или другим. 

Четвёртый яд – гордыня – это подсознательная неуверенность, или ощущение небезопасности. Оно подразумевает, что мы одурманены самими собой и не способны распознать и оценить по достоинству добродетельные качества других людей. Когда гордыня соединяется с дыханием, это негативно влияет на наши ментальные образования. Ментальные образования – это ментальные факторы, такие как мысли и эмоции, согласованные с нашим умом. Если ментальные образования находятся под негативным влиянием, это приводит к неблагим действиям речи, таким как ложь, очернение других, грубые слова и сплетни. 

Пятый яд – зависть – это тонкая, внутренняя форма гнева, вызванная привязанностью. Она характеризуется неспособностью оценить положительные качества, достижения или то, чем обладают другие. Когда зависть соединяется с элементом крови, это негативно влияет на чувства, а когда наши чувства повреждаются таким образом, это вызывает в нас критику, злобный настрой и презрение. 

Читать предыдущую часть – «Путешествие к состоянию будды».

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Journey into Buddhahood», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Путешествие к состоянию будды Путешествие к состоянию будды
Выдержка из книги Темпа Дукте Ламы «Путешествие к состоянию будды», в которой автор указывает на при...
Читать далее
Трёхчастное проявление щедрости Трёхчастное проявление щедрости
Как сострадательные существа мы проявляем щедрость тремя способами, чтобы поддержать тело, чувства и...
Читать далее
Десять совершенств согласно традиции Юнгдрунг Бон Десять совершенств согласно традиции Юнгдрунг Бон
Десять совершенств – это ключ, который открывает двери к неисчерпаемым чудесам в нашей жизни. Они пр...
Читать далее
Взаимозависимая природа всех существ Взаимозависимая природа всех существ
Чтобы реализовать путь сострадательного существа и развивать сокровенный ум, нам необходимо осознать...
Читать далее
Четыре качества пробужденного ума Четыре качества пробужденного ума
Четыре важнейших качества: сострадание, любовь, радость и равностность – это основные неотъемлемые к...
Читать далее
totop