Заблуждение от омрачений включает в себя пять ядов и пять омрачённых воззрений. К пяти ядам относятся неведение, желание-привязанность, гнев, гордость и зависть. Они являются препятствием для естественно присущей нам радости и затрудняют движение по пути к покою и освобождению. Они также называются невоззрениями. Когда эти пять ядов соединяются с нашими телом, умом, телесным жаром (или энергией), дыханием и кровью, это приводит к неблагим действиям тела, речи и ума.
Заблуждение от омрачений можно охарактеризовать как цепляние за собственное «я» как за что-то реально существующее. Это является омрачённостью, поскольку загрязняет поток нашего сознания и таким образом приводит нас к бесконечным страданиям. А заблуждением оно называется потому, что является результатом цепляния за «я», за его существование. Когда заблуждение от омрачений соединяется с умом, распознавание истинной природы своего «я» и явлений затрудняется, то есть омрачается, и мы больше не способны воспринимать явления в чистом виде, как они есть.
Первый яд – неведение, или отсутствие различения, – это вера в то, что есть отдельное, независимо существующее «я». Пока мы находимся в сансаре, эта вера постоянна: всегда присутствует тонкий ментальный процесс размышления о своём «я», который приводит к тонкому цеплянию за ощущение самости, то есть себя как отдельной личности. Из-за этой привязанности мы не можем увидеть, что «я» – это иллюзия. Таким образом мы укрепляем неведение. И из этого твёрдого ощущения «я» возникает гордыня, когда мы начинаем думать, что наше «я» выше и лучше, чем другие. Такое неведение, или отсутствие различения, и есть корень всех омрачённых эмоций и воззрений. Оно является пищей как для заблуждения от омрачений, так и для заблуждения ума.
Каждый из пяти ядов имеет физический аспект в своём проявлении. Это называется взаимозависимым возникновением омрачений. В случае с отсутствием различения физической составляющей будет тело. Когда отсутствие различения и тело соединяются, это негативно отражается на наших действиях. Результатом могут стать различные неблагие поступки, такие как убийство, воровство или неправильное сексуальное поведение.
Второй яд – желание-привязанность – это цепляние ума за ощущения, концепцию, состояние ума или объект. Цепляние затрудняет нашу способность видеть, распознавать, и принимать скрытую истину о непостоянстве. Это открывает дверь боли и страданиям, а также делает нас уязвимыми к страху, неуверенности, гневу и зависти. Когда желание-привязанность соединяется с нашим телесным жаром, или энергией, это повреждает наше восприятие. А когда восприятие омрачено привязанностью, это приводит к скупости, жадному и бедному уму. Жадный ум – это тонкая форма печали, характеризующаяся привязанностью. Она мешает нам радоваться щедрым поступкам, как своим, так и окружающих. Бедный ум – это форма привязанности, которая не даёт нам быть щедрыми и совершать даяния, а также заставляет отговаривать других от проявления щедрости.
Третий яд – злость, или ненависть, – это цепляние за объект, человека или ситуацию посредством отвращения. Когда злость соединяется с сознанием, в нём возникают негативные проявления. Мы начинаем вовлекаться в недобродетельные действия ума, такие как злонамеренность, вредящие мысли и ложные воззрения. Если мы держимся за свою злость, она становится сильнее, а это будет влиять на то, как мы воспринимаем ситуацию или человека, вызывающего в нас гнев. Когда наш ум контролируется злостью, мы больше не способны воспринимать ситуацию такой, как она есть. Тогда мы теряем контроль над своими действиями и даже можем причинить вред себе или другим.
Четвёртый яд – гордыня – это подсознательная неуверенность, или ощущение небезопасности. Оно подразумевает, что мы одурманены самими собой и не способны распознать и оценить по достоинству добродетельные качества других людей. Когда гордыня соединяется с дыханием, это негативно влияет на наши ментальные образования. Ментальные образования – это ментальные факторы, такие как мысли и эмоции, согласованные с нашим умом. Если ментальные образования находятся под негативным влиянием, это приводит к неблагим действиям речи, таким как ложь, очернение других, грубые слова и сплетни.
Пятый яд – зависть – это тонкая, внутренняя форма гнева, вызванная привязанностью. Она характеризуется неспособностью оценить положительные качества, достижения или то, чем обладают другие. Когда зависть соединяется с элементом крови, это негативно влияет на чувства, а когда наши чувства повреждаются таким образом, это вызывает в нас критику, злобный настрой и презрение.
Читать предыдущую часть – «Путешествие к состоянию будды».
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Journey into Buddhahood», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.