У существ мира без форм нет физического тела, только ментальное, а значит, у них нет чувственного опыта. Существа мира желаний не могут видеть ментальное тело обитателей мира без форм. Мы можем родиться в этом мире, когда глубоко продвинулись на пути медитативной концентрации.
Существа мира без форм переживают четыре уровня медитативного погружения: безграничное пространство; безграничное сознание; отсутствие чего-либо; ни существование, ни несуществование. На первом уровне мы сначала стремимся постичь все явления как имеющие природу безграничного пространства. На этом этапе практика заключается в том, чтобы размышлять и пребывать в погружении в безграничное пространство. Это означает, что наш опыт не ограничивается только внутренними и внешними формами. На стадии плода этого уровня мы обретаем ясность восприятия всех явлений как безграничного пространства и однонаправленно пребываем в этом постижении.
Второй уровень – безграничное сознание. На начальной стадии мы стремимся обрести понимание безграничной природы сознания, то есть сознание распознаётся как свободное от любых пределов и ограничений. На стадии плода мы уже способны однонаправленно и непрерывно сохранять аспект ясности этой реализации.
Третий уровень погружения мира без форм называется отсутствием чего-либо. Сначала мы стремимся к тому, чтобы выйти за пределы отношений «объект-субъект». Это означает, что нет никакого субъекта, который мог бы держаться за объект, и нет объекта, за который можно было бы держаться. На стадии плода мы обретаем ясность, что нет ни объекта, ни субъекта. Мы стабилизируем это постижение и однонаправленно в нём пребываем.
Четвёртый уровень медитативного погружения мира без форм – это ни существование, ни несуществование. На начальной стадии мы стремимся понять и грубое чувство, и ассоциируемое с ним тонкое восприятие чувства как несуществующие. На этом этапе грубые чувства и ощущения понимаются как несуществующие. Мы свободны от тех способов, которыми чувства проявляются для существ мира желаний и мира форм. Однако мы не можем отрицать существование тонкого восприятия чувств вследствие тонких кармических отпечатков. И мы не можем превзойти это, пока не достигнем стадии плода данного уровня. Например, грубая боль не существует, но есть тонкое восприятие боли, а значит до сих пор есть различение. Это преодолевается на стадии плода, где существа достигают ясности постижения и однонаправленно пребывают в понимании того, что реальность свободна как от существования, так и от несуществования.
Когда мы достигаем медитативного погружения данного уровня, цепляние и грубая привязанность растворяются. Тем не менее, мы до сих пор подвержены страданиям. И мы также остаёмся внутри сансары до её самого последнего момента – пика сансарического существования. По достижении этого пика мы преодолеваем мирскую участь заблуждённости от омрачений и сиюминутного цепляния за самость как за что-то реальное. Теперь мы больше не испытываем грубые страдания, но остаёмся под влиянием тонких кармических отпечатков от заблуждённости омрачениями и от интеллектуального заблуждения. Из-за привязанности к этим тонким кармическим отпечаткам существа данного уровня продолжают вращаться в колесе сансары.
Пик сансарического существования – это завершение мира без форм. Пройдя пик, мы можем выбрать, хотим ли возвращаться в этот мир или нет. Мы больше не ввергаемся в перерождение своей кармой. А до того, как достичь пик, даже если мы обрели существование в мире богов, то после смерти может случиться так, что наша карма вынудит нас переродиться в низших мирах. Но после того, как мы освободились от тонких кармических отпечатков и достигли пика сансарического существования, у нас появляется выбор.
Читать предыдущие части:
1 - «Путешествие к состоянию будды»
2 - «Заблуждение от омрачений»
3 - «Двадцать негативных ментальных факторов»
4 - «Пять омрачённых воззрений»
5 - «Заблуждение ума, или интеллектуальное заблуждение»
6 - «Действия с негативной кармой»
7 - «Виды существования в сансаре»
8 - «Мир желаний»
9 - «Мир форм»
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора – Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Journey into Buddhahood», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.