«Дзогчен» — сокращение от «дзогпа ченпо», что с тибетского переводится как «великое совершенство». Это наивысшее учение традиций, которые ведут свое происхождение и от Будды Шакьямуни, и от Будды Тонпа Шенраба.
Практикующие Дзогчен входят в естественное состояние ума и могут достичь пробуждения максимально быстро, в рамках одной жизни. Подробнее об этом, а также про отличия Дзогчена от Сутры и Тантры вы можете прочитать в статье «Что такое Дзогчен?».
Здесь же мы разберем, какие традиции и линии передачи учения существуют. Хотя источники знания в буддизме и традиции Юнгдрунг Бон различны, их суть одна, как едина и конечная цель всех практик Дзогчена — отличаются только пути.
Тигле, главный символ Дзогчена с тибетским слогом «А» в центре
Первые буддийские учителя Дзогчена
В буддизме, который считает своим главным учителем Будду Шакьямуни, учение Дзогчен есть лишь в одной школе — Ньингма.
Гараб Дордже. Источник: Dharma.ru
Традиция передачи учения восходит к Гарабу Дордже (тибетское имя; на санскрите его зовут Прахеваджра или Прамодаваджра). Этот учитель родился в стране Уддияна вскоре после паринирваны Будды Шакьямуни — спустя 28 лет или более, если верить другим источникам. Согласно легенде, его родила девственная дочь царя Уддияны, принявшая монашество.
С самого детства Гараб Дордже полемизировал с учеными-пандитами и провозглашал истины сути Дзогчена.
Природа ума — это изначальный Будда без рождения и прекращения, подобный небу! Когда вы поймете это, все видимые явления находятся за пределами рождения и прекращения. Медитировать означает позволить этому состоянию быть таким, какое оно есть, без поиска.
Гарабу Дордже приписывают тексты «Разрезая три времени», «Подавление шести видов Сознания с Сиянием», «Истинная Свобода, что не имеет характеристик», «Прямая встреча с тремя Каями», «Крепость Ваджры» и «Глубокое погружение в сознание».
Также считается, что Гараб Дордже передал своему ученику Манджушримитре 6 400 000 тантр, среди которых есть и «Семнадцать тантр», наиболее авторитетные писаниями по Дзогчену в школе Ньингма. Он передал также три заповеди, которые суммировали всё учение и, согласно легенде, были заключены в золотую шкатулку размером с ноготь большого пальца. Согласно другим сведениям, он явился в радужном свете после ухода в нирвану к своему ученику и произнес эти заповеди устно как «Три Слова, Бьющие в Точку»:
-
получить прямое введение в природу своего сознания;
-
устранить сомнения относительно полученного прямого введения в природу своего сознания;
-
оставаться в состоянии природы своего сознания.
Манджушримитра. Источник: Dzogchen Nyingthig Vidyadhara Centre
Манджушримитра был главным учеником Гараба Дордже. Рассказывают, что он прибыл к нему для полемики, когда Гараб Дордже был еще ребенком, но в ходе спора раскаялся и признал своим учителем. Манджушримитра учился у него 75 лет и получил все наставления.
В дальнейшем он поделил учение на три раздела — согласно трем последним заветам Гараба Дордже: Семде, Лонгде и Менгагде.
Он оставил после себя несколько сочинений, среди которых «Золото, очищенное от руды» и Бодхичиттабхавана» («Созерцание Бодхичитты»). Своему ученику он передал важное для Дзогчена писание «Шесть опытов медитации» (тиб. «Гомньям Друкпа») и устные наставления.
Шри Синкха. Источник: Patrul Rinpoche
Учеником Манджушримитры был Шри Синкха. Он продолжил классификацию учения Дзогчен, поделив тантры раздела Устных Наставлений в Менгагде на четыре цикла Сердечной Сущности: Внешний, Внутренний, Секретный и Непревзойденный Сущностный.
Шри Синкха передал учение Падмасамбхаве, Вималамитре и Вайрочане, которые и принесли Дзогчен в Тибет.
Три раздела буддийского Дзогчена
Как уже было сказано, Манджушримитра классифицировал учения и тексты Дзогчена по трем разделам, соответствующим заветам Гараба Дордже. В каждом из них учитель совершает прямую передачу ученику, вводя его в состояние ригпа, давая ознакомление с естественной природой ума. Конечная цель в каждом из разделе одна, но методы различаются.
-
Семдэ — «Раздел Природы Ума», Устное Введение. Здесь используется в большей степени интеллектуальный подход и даются разъяснения о естественном состоянии ума. При этом практик для вхождения в ригпа должен выполнить четыре йоги, которые практикуются последовательно.
-
Лонгдэ — «Раздел Пространства», Символическое Введение. Здесь используется более короткий и непосредственный подход для вхождения в ригпа. Ученик должен выполнить одну практику, актуализируя четыре символа одновременно.
-
Менгагдэ — «Сущностный Раздел», Прямое Введение. Природа ума здесь описывается через парадоксы, поскольку не укладывается в рамки логики — в этом отличие раздела от Семдэ. Вхождение в ригпа реализуется через четыре практики, которые выполняются одновременно.
Первые бонские учителя Дзогчена и линии передачи
В традиции Юнгдрунг Бон учение Дзогчен возводится к самому основателю — Будде Тонпа Шенрабу. Он передал своим последователям учения по всем девяти колесницам традиции Бон, включая девятую — Непревзойденную Великую Колесницу, Дзогчен.
Драгоценная просветленная сущность ума — это искони состояние изначального будды. Естественное состояние сущности ригпа — несоставная великая изначальная чистота, основа сансары и нирваны, беспричинная, великая простота без исправлений.
Далее учение Дзогчен передавалось через 24 поколения учителей, пока не распространилось широко благодаря Тапихрице и его ученику Гьерпунгу Нангжеру Лодпо.
Линия мастеров передачи Устной традиции Шанг Шунг до VIII века, в центре — Тапихрица
Исследователи отмечают, что эта линия преемственности древнее, чем у школы Ньингма. Джон Рейнольдс (гуру Ваджранатха) в книге «Буддийский и бонский Дзогчен» высказывает предположение, что один из учителей бонской линии преемственности, Шанг-Шунг Гамб — это Гараб Дордже. Тогда можно предположить, что, зародившись в Тагзиге и Шанг-Шунге, учение распространилось в сопредельную Уддияну.
Эта линия передачи известна как «Шанг Шунг Ньенгью». Она называется устной, хотя ее тексты начали составляться как минимум еще при Тапихрице.
Две остальные линии передачи учения Дзогчен в традиции Юнгдрунг Бон связаны с терма — драгоценными текстами учения, которые были спрятаны для защиты от уничтожения или по другим причинам, и затем обнаружены. Это традиции Атри и Дзогчен (в этом значении слово означает именно конкретную линию передачи).
Традицию Атри основал в XI веке Метон Гонгдзё Ритрод Ченпо, которого также называют просто Дампа — «святой человек». Он с двадцати четырех лет вел жизнь отшельника и демонстрировал сверхспособности.
Дампа взял наставления из цикла текстов цикла текстов Кхрогью, которые относятся к Отцовским Тантрам и авторство которых приписывается Тонпа Шенрабу, добавил к ним собственные сочинения и организовал практику в виде цикла из восьмидесяти сессий медитации. В дальнейшем эта практика сокращалась и видоизменялась.
В XX веке на нее написал обширные комментарии великий бонский мастер Шардза Ринпоче, добавив к ним описание практики темного ретрита.
Лишу Тагринг. Источник: THANGKA-BON
Традицию Дзогчен, третью линию передачи, основал Жодтон Нгодруб Драгпа, тертон (тот, кто находит терма) в XI веке. Корневой текст этой традиции — «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство». Согласно преданию, его написал реализованный мастер Лишу Тагринг в VIII веке.
Некоторые исследователи сопоставляют три буддистских раздела Дзогчена (Семдэ, Лонгдэ и Менгангдэ) с бонскими линиями передачи, отмечая сходство Атри с методами Семдэ. При этом главные практики бонского Дзогчена, Трекчо и Тогал, относятся всё же к Менгангдэ.
Лично получить учение по линиям передачи традиции Юнгдрунг Бон, в том числе по Трекчо и Тогал, вы можете в нашей трехлетней программе.