Неведение в сочетании со вторичными условиями в виде неблагих поступков – это коренные причины существования сансары с её страданиями. Поэтому, чтобы освободить себя и других существ, нам необходимо осознавать каждое действие своего тела, речи и ума. Пребывая в осознанности, мы можем понять, находятся ли наши намерения и наши действия под влиянием неведения, или заблуждений. Как только мы заметили присутствие какого-либо из заблуждений, следует применить искусные противоядия, чтобы их преодолеть.
Самые недобродетельные действия – это пять тяжелейших проступков с немедленным воздаянием. К ним относятся отнятие жизни у матери или отца, убийство сострадательного существа (бодхисаттвы, святого - прим. пер.), причинение вреда Просветлённому и внесение раздора в сообщество практикующих. Тот, кто совершил эти действия, отправляется в нижние миры сразу же после смерти, минуя промежуточную стадию бардо. Почти такие же по серьёзности четыре тяжёлых проступка – это убийство последователя пути освобождения; потворствование тому, чтобы монах или монахиня нарушили свои обеты; разрушение храма, церкви или другого священного места; воровство того, что принадлежит сообществу практикующих.
Следующие по серьёзности десять недобродетельных поступков – это три неблагих действия тела, четыре недобродетели речи и три – ума. Каждый раз, когда мы в них вовлекаемся, кармические отпечатки этих действий и намерений оставляют след в нашем сознании основы*, а отпечатки предыдущих подобных действий усиливаются. Затем эти недобродетельные действия вызывают у нас привыкание, становятся потребностью и начинают нами управлять. Если мы стремимся стать сострадательными существами, то должны осознавать природу наших действий. Нам нужно осознавать те ментальные факторы, которые заставляют нас вовлекаться в неблагие поступки.
Три недобродетели тела – это убийство, воровство и неправильное сексуальное поведение. Следует внимательно изучить, как мы можем вовлекаться в подобные действия. Мы можем и не отнимать жизнь у другого существа, но при этом побуждать или поддерживать того, кто это делает. Омрачённые гневом или привязанностью, мы можем не только поддерживать физическое убийство, а, например, отнимать жизнь у своих чувств и внутреннего потенциала посредством осуждения. Мы можем лишить жизни свой потенциал к принятию из-за зависти. Мы можем отнять жизнь у чьего-то доверия. Посредством гнева мы можем уничтожить чьи-то отношения или великий дар дружбы. Мы можем заниматься воровством, когда берём себе что-то, и это причиняет другому страдания. Мы можем вовлекаться в неправильное сексуальное поведение, когда не уважаем чувства своего партнёра под влиянием неведения или привязанности.
Четыре недобродетели речи – это ложь, злословие (очернение других), грубая речь и сплетни. Если наши слова рождаются из омрачений, они принесут страдания и нам, и другим. Наши слова способны разрушить чью-то уверенность или покой ума. Они способны зародить страх. Они могут возвести стену непонимания между друзьями или внутри сообщества. Посредством лжи мы можем получить временную выгоду, но это никогда не принесёт нам продолжительную радость и покой ума.
Злословие, сплетни, речь, сеющая раздор являются вербальными проявлениями зависти, неуверенности и эгоизма. Мы сплетничаем, потому что чувствуем неуверенность или завидуем. При этом, сплетничая, мы можем не осознавать причины наших действий. Нам может начать нравиться сплетничать, и это войдёт в привычку, а у нас не будет ни понимания причин, ни того, как это влияет на жизни других. Необходимо понимать, какие страдания наши слова приносят другим существам и уметь распознавать те намерения, которые подталкивают нас к негативной речи. Под влиянием омрачений мы можем быть не способны понять ситуацию другого, а также наше собственное искажённое состояние ума.
К трём неблагим действиям ума относятся злонамеренность, мысли о причинении вреда и ошибочные воззрения. Злонамеренность – это мысли, возникающие из пяти ядов. Мысли о причинении вреда подразумевают намерение навредить другим, и когда мы позволяем таким мыслям появится, то разъединяемся с истинной природой ума. Любое действие, совершённое в таком состоянии ума, в результате принесёт вред. Мысли о причинении вреда появляются, когда мы позволяем неуверенности, гневу или гордости соединиться с желанием личной выгоды и утрачиваем связь со своей мотивацией к состраданию. Каждое существо, включая нас самих, является пробуждённым по своей природе, и мы – те, кто стремится стать сострадательными существами – помогаем другим проявить этот потенциал, когда смотрим на них любящими глазами. Если же мы проявляем такую доброту только к некоторым существам, а к остальным проявляем злонамеренность и не признаём их неотъемлемую добрую природу, это создаёт условие для двойственности в нашем уме. Наша практика как сострадательных существ заключается в том, чтобы видеть в других пробуждённый потенциал каждую секунду без различений.
Третья недобродетель ума – придерживаться ошибочных воззрений – означает, что мы не принимаем природу реальности полностью. В частности, мы не принимаем закон причины и следствия, а также отсутствие независимого существования «я» и явлений. Мы можем развиваться и приходить к созреванию как сострадательные существа только в том случае, если понимаем природу причины и следствия. Это понимание даёт нам возможность решать, какие действия вызывают страдания и должны быть отброшены, а какие – формируют причинные условия для освобождения от страданий. Если мы держимся за убеждение, что существует независимое «я», становится невозможным развить настоящее сострадание и осознать единство всех существ. Кроме того, мы придерживаемся ошибочного воззрения, если считаем, что пути к освобождению не существует. И наконец, мы придерживаемся ошибочного воззрения, если не испытываем уважения к учениям о пути к освобождению и к четырём драгоценностям, на которые этот путь опирается: нашим учителям; Просветлённому, или просветлённой природе всех существ; Бону, или драгоценным учениям об освобождении; собранию сострадательных существ.
*В сознании основы содержатся кармические отпечатки, накопленные нами за время существования. Они представляют собой отпечатки прошлых действий тела, речи и ума.
Читать предыдущие части:
1 - «Путешествие к состоянию будды»
2 - «Заблуждение от омрачений»
3 - «Двадцать негативных ментальных факторов»
4 - «Пять омрачённых воззрений»
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора – Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Journey into Buddhahood», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.