На тханках изображаются Будда Тонпа Шенраб, буддийские иерархи, пантеон, житийные циклы, мандалы, сюжеты бардо. Тханка также может использоваться в религиозных процессиях, интерьерах храмов, в домашнем алтаре.
Будда Тонпа Шенраб. Изображение: thangka-bon.com
По некоторым оценкам, традиция написания тханок в Тибете восходит к периоду Гупта 330-520 гг. н.э. Самые ранние образцы датируются IX или X веками.
Тханки создаются по строго определенным каноническим правилам. В роли автора выступает старший монах, хорошо знающий священные тексты. Перед тем, как приступить к творчеству, мастер подготавливает свое сознание, проходя садхану: медитирует в строгом уединении, постится и ограничивает себя во сне.
В Тибете делать тханку — значит, создавать реальное присутствие изображаемого божества.
Чаще всего тханки раскрашивают, но иногда и вышивают. Основу — шелк, холст, бумагу или хлопчатобумажную ткань — покрывают слоем клея и мела, после чего традиционно шлифуют ракушкой либо камнем, чтобы лучше проникал цвет. Ученик наносит красной тушью контуры изображения по строго заданным пропорциям — чаще всего с помощью трафарета или ксилографической доски. После этого к работе приступает мастер: сначала на тханке расписывается окружение божества, а затем — ключевая фигура.Лики будд и бодхисаттв, а также надписи, прорисовываются на тханке лишь по благоприятным дням, которые специально определяет лама-астролог.
В тибетском лунном календаре также существуют фиксированные благоприятные дни: 15-й (полнолуние) и 30-й (новолуние) каждого месяца. Лик божества прорисовывается в 15-й день, а краски накладываются в 30-й.
Во время работы читаются мантры изображаемого божества. Каждый цвет на тханке имеет свое четкое соответствие звуку, так что опытный лама может услышать тханку как симфонию, связанную и со звуками-цветами мантр изображенных божеств.
Большинство тибетских авторов не датируют и не подписывают свои работы. Акт творения тханки считается сакральным, а художник — всего лишь простым проводником, личность которого не имеет значения.
Законченная тханка обводится парчовой каймой, после чего освящается — один из высоких лам оставляет на обратной стороне отпечаток своей руки или ноги. С этого момента тханку запрещается брать на хранение непосвященному и увозить за пределы ламаистского мира.
Источники:
Пер Кверне. Бонская религия Тибета: Иконография живой традиции, 1995;
Е.Н. Молодцова. Тибет: сияние пустоты, 2005;
Boon Nee Loh, J., 2002. Decision From Indecision: Conservation of Thangka Significance, Perspectives and Approaches. Journal of Conservation and Museum Studies.