Чистая земля - это пространство, или измерение, отличное от нашего, которым руководит будда и которое имеет определенное мироустройство. Для того, чтобы как можно скорее достичь просветления на благо всех живых существ, необходимо стремиться после смерти попасть в чистые земли. Обычным существам, которые еще полностью не избавились от собственных омрачений, проще всего переродиться в Чистой Земле Амитабхи, в Мире Блаженства (тиб. «девачен», санскр. «сукхавати»). Так, например, у Ламы Цонкапы в сочинении «Блага мира блаженства» сказано: «Читая молитвы о перерождении в чистых землях будд, нужно в основном сосредоточиться на рождении в Сукхавати». Эти молитвы традиционно читают над умершим после его смерти, но их можно повторять в любое время в течение жизни.
Виды чистых земель
Тем не менее, помимо мира блаженства Сукхавати существует неизмеримое множество чистых земель, где можно практиковать тантру и достичь просветления.
Есть Чистые Земли для практикующих тантру Ваджрайогини и Чакрасамвары, где, несомненно, реализуется просветление. Эта священная местность зовется страной Уддияной.
Также существует дворец божественной Тушиты, Чистая Земля Будды Майтреи. Считается, что те, кто соблюдают чистоту своих обетов, усердствуя в слушании и размышлении над Дхармой, мгновенно переродятся в небе Тушиты, выразив свое желание в молитве.
Читая мантру Авалокитешвары, можно молиться о рождении в его обители - священном месте Потала. Она не является страной, это священная гора, воспринимать которую могут лишь те, кто обладает чистым видением.
Кроме того, можно стремиться к перерождению в Шамбале — обители, связанной с Калачакра-тантрой.
Однако попасть в одно из этих измерений крайне трудно. Для некоторых из них нужно достичь восьмого уровня пути Бодхисаттв. Для перерождения в большинстве чистых земель необходимо отсечь эго, неведение, цепляние за истинное существование «я» и обрести довольно высокие постижения. Для рождения же, например, в Тушите следует придерживаться чистейшей нравственности. Именно поэтому осуществить это довольно сложно. Если у вас нет подобных свершений и ещё остались омрачения, то даже молитвы о рождении в этих обителях не помогут вам туда попасть. Другими словами, множество чистых земель недостижимы для обычных существ. Но они легко могут достичь перерождения в Чистой Земле Амитабхи, при условии несовершения пяти тяжелейших злодеяний (убийство отца и матери, убийство архата, пролитие крови будды и внесение раскола в Сангху).
Страна Великого Блаженства Сукхавати
Будда Амитабха
Более длинная Сукхавативьюха Сутра описывает Чистые Земли Амитабхи следующим образом: «Все атрибуты пространства так искусно воспроизведены, что не воспринимаются, а земля вместе с деревьями и постройками украшена всеми семью великолепными драгоценностями». Также в данной сутре можно найти детальное описание всей красоты, великолепия и приятных качеств, кроме того, отдельные свойства Чистой Земли способны учить Дхарме обитающих там существ.
А так описывает достоинства Мира Блаженства Карма Арага Чагме своему ученику Дзондую Джамцо:
Можно ли достичь полной реализации в Чистых Землях?
Мнения лам расходятся по поводу того, можно ли достичь просветления в Чистой Земле Будды Амитабхи. Так, Триджанг Ринпоче, младший наставник Его Святейшества Далай-ламы ХIV, коренной гуру ламы Еше и ламы Сопы Ринпоче, считал, что в Мире Блаженства можно практиковать тантру и обрести просветление. Это место, где исполняются все ваши желания, и оттуда можно отправиться в любую другую чистую землю.
В то же время, согласно выдающемуся тибетскому ламе-тулку Кирти Ценшабу Ринпоче, побывав в мире Сукхавати, придется снова воплотиться в нашем мире - на южном континенте Дзамбулинг (почитать про континенты и буддийскую космологию можно в статье «Вселенная миллиарда миров»), чтобы практиковать тантру и достичь реализации. В целом, многие ламы придерживаются мнения, что после пребывания в том мире вы, как минимум, никогда снова не переродитесь в низших мирах.
Композиция «Сукхавати», состоящая более чем из 600 деталей, выполненных из дерева и папье-маше, Бурятия. 1904-1905 гг., Государственный музей истории религии
Как туда попасть
Одна из основных причин для рождения в Мире Блаженства - постоянно молиться об этом. Без этого не может быть уверенности, что вы туда попадете. При этом во время молитвы важно создавать и поддерживать намерение, сильное стремление и желание там переродиться.
Кроме того, важно уделять время размышлениям о красоте Сукхавати, о том, насколько это волшебно - находиться там, и о том, насколько там лучше, чем в обычном мире. Там мы сможем слушать наставления непосредственно от Будды Амитабхи в окружении Ченрези, Ваджрапани, бесчисленных будд и бодхисаттв. В этом пространстве постоянно царит радость, и земля эта полна неисчислимых благ.
Еще одна важная причина для перерождения в этой чистой земле - практика Бодхичитты, что позволяет обрести рождение в том мире в качестве последователя Махаяны. Перед смертью также можно практиковать пхову Амитабхи, которая готовит к переносу сознания в чистый мир в момент умирания. Согласно Гуру Падмасамбхаве во время предсмертной тренировки лучшие практикующие видят знаки осуществления за один день; менее способные могут увидеть знаки успеха за два дня, а наиболее посредственные — за три дня.
Помимо этого вы можете помочь вашим близким отправиться в Сукхавати. Если вы находитесь рядом с умирающим, и он буддист, беседуйте с ним о Чистой Земле Амитабхи, о ее благах, красоте и удовольствиях. Произнося название «Мир блаженства» или «Сукхавати», вы откладываете это слово в памяти умирающего, и оно будет подобно веревке, за которую он сможет держаться, взбираясь на гору. Когда ему будет грозить опасность упасть в нижние миры, она потянет его вверх и спасет. Звучание названия Чистой Земли Амитабхи поможет сознанию человека отпустить этот мир с его привязанностями.
1 Восемь несвободных состояний, препятствующих практике Дхармы:1)рождение в эпоху, когда на Земле нет Учения Будды;
2) рождение в стране варваров;
3) рождение с телесными (глухота, немота и т.д.) или умственными недостатками;
4) рождение приверженцем ложных воззрений;
5) рождение в аду;
6) рождение голодным духом;
7) рождение животным;
8) рождение в мире богов.
Статья написана с использованием источников:
1.Арага Карма Чагме - Путь через Врата Смерти. Наставления к «Тибетской книге мертвых» (1999);
2.Лама Сопа Ринпоче - Счастливая смерть, удачное перерождение (2016);
3.Vesna Wallace - Pure Land Buddhist Studies;
4.Charles B. Jones - Chinese Pure Land Buddhism, Understanding a Tradition of Practice (2019).