Будда Самантабхадра — имя Изначального Будды на санскрите, которому соответствует тибетское kun tu bzang po — Кунту Зангпо. На русский эти имена можно перевести как «всеблагой» или «благой во всем». Оба имени используют последователи школы Ньингма и традиции Юнгдрунг Бон. Его называют воплощением пустотной природы ума, источником всех будд и учения Дзогчен.
Представления об Изначальном Будде есть и в других буддистских школах, где он может называться Ваджрадхарой, Калачакрой, Махавайрочаной.
В этой статье мы подробнее расскажем о Будде Самантабхадре в Ньингма и Боне, а также кратко разъясним, какие представления о Первом Будде существуют в других школах.
Толкования Будды Самантабхадры
В зависимости от контекста, точки зрения и от уровня практикующего, можно встретить различные объяснения того, что называют Буддой Самантабхадрой или Кунту Зангпо.
Основа пробужденного ума. Хотя его называют Первым Буддой, неверно думать, что речь о каком-либо существе, которое раньше остальных достигло пробуждения.
Изначальный Будда никогда не был омрачен. Он — источник всех будд, включая Тонпа Шенраба, и учения, ведущего к освобождению. Поскольку же все живые существа имеют природу будды, он — основа и источник этой природы.
Высшее из тел Будды, бонку. Согласно концепции Трикайя, у Будды три тела:
-
Дхармакайя (тиб. бонку) — «Тело Истины», самое сущностное проявление, постижимое только при полном пробуждении.
-
Самбхогакайя (тиб. дзогку) — «Тело Совершенной Радости», которое могут видеть высокореализованные мастера, бодхисаттвы.
-
Нирманакайя (тиб. тулку) — «Тело Воплощения», которое может быть зримо всем живым существам, будда в человеческом теле.
Таким толкованием подчеркивается, что по сути нет множества будд, все — лишь различные проявления единой основы.
Бонку, Тело истины — это тот источник, откуда все Будды возникают, приходя на благо всех живых существ. Но это не является неким местом, где они пребывают. Телом истины является пустота. Увидеть его глазами, как-то объяснить или показать нельзя, к его пониманию мы можем приблизиться только посредством узнавания нашей собственной подлинной природы. То есть, постичь его можно только на собственном опыте, благодаря практике. Чему подобно тело истины? Оно подобно небу или пространству — с той разницей, что увидеть его как пространство нельзя, можно лишь постичь, реализовать. Пока мы не реализовали природу пустоты, воспринять его мы не можем.
Три тела Будды отождествляют также с частями учения: бонку соответствует Дзогчену, дзогку — Тантре, тулку — Сутре.
Видения мирных божеств в бардо, тханка XIX века. В центре — Изначальный Будда
Основа всех явлений. Один из коренных текстов Дзогчена школы Ньингма носит название «Всетворящий Царь Пробужденного Ума, Великое Совершенство всех вещей».
Всетворящим Царем, по-тибетски Кунджед Гьялпо (Kun-Byed rGyal-Po), назван Будда Самантабхадра.
Намкай Норбу Ринпоче поясняет, что не стоит считать его из-за этого эпитета Богом-Творцом. Речь о том, что все явления возникают в уме, но Изначальный Будда и есть чистый недвойственный ум, будда измерения пустотной природы ума.
Кунджед Гьялпо обозначает изначальное состояние каждого человека. Почему же тогда его называют творцом? Потому что всю сансару и нирвану, всё, что мы считаем положительным или отрицательным, всё, что мы различаем, определяя как хорошее или плохое и так далее, можно сравнить с отражением в зеркале. С другой стороны, состояние ума подобно состоянию зеркала, которое остается ясным и чистым, не меняясь. Таким образом, все явления возникают из состояния ума точно так же, как отражения появляются на поверхности зеркала: поэтому его называют Кунджед Гьялпо, «всетворящий царь».
Главный символ. Исходя из всего сказанного выше можно понять, что Изначальный Будда — это не «существо» и тем более не «божество», а все его толкования и изображения имеют символическое значение.
Графическим изображением тела истины является Будда Кунту Зангпо. Но не стоит думать о нем, как о неком существе, пребывающем в человеческой форме. Его изображение — это символ, указывающий на природу пустоты.
Изображения Будды Самантабхадры
Об Изначальном Будде можно говорить как о проявленном или непроявленном. Непроявленный никак не может быть изображен. Проявленный, с аспектами, может быть изображен. Однако и в этом случае его изображают обнаженным, лишенным любых одежд и украшений — это символизирует его абсолютную чистоту. Синий цвет означает безграничную природу ума. На изображениях у него одна голова, две руки и две ноги.
Иногда Изначального Будду изображают с его супругой — Кунту Зангмо (тиб.) или Самантабхадри (санскрит), ее имя также переводится как «всеблагая». На этих изображениях они пребывают в союзе яб-юм, то есть символическом отображении единства блаженства и пустоты.
Кунту Зангпо и Кунту Зангмо
Могут возникать недоразумения, если именем Кунту Зангпо называются Шенла Окар или божество Джялвадулпа, соответствующие дзогку — «Телу Совершенной Радости». В таком случае изображения будут отличаться. Но это связано с тем, что «Всеблагой» — эпитет, который подходит любому телу будды, и они представляют собой не разные сущности, но лишь разные проявления.
Тело, сотканное из света, дзогку — это проявление просветлённого естественного состояния ума. Оно соткано из света и может быть проявлено как угодно — с двумя руками, с десятью руками. Тем не менее, это сотканное из света проявление в своей сути всеблагое, потому что его суть всеблагая и она не отдельна от Кунту Зангпо.
Первый Будда в других школах
В Ньингма и Боне Изначальный Будда напрямую связан с учением Дзогчен, символизирует естественное состояние ума и его пустотную природу. Поскольку в других буддистских школах нет такого учения, у них нет и представлений о Будде Самантабхадре или Кунту Зангпо как он описан выше.
Однако само понятие Первого Будды встречается в различных значениях. Разнятся и имена.
Ваджрадхара в школах Сакья, Гелуг и Кагью. Как и Самантабхадра, он символизирует сущность будды, полную реализацию и бонку — Тело Истины.
В отличие от Самантабхадры, Ваджрадхару часто изображают в одеждах, с украшениями и атрибутами.
Ваджрадхара на тибетской тханке XIX века
Ади-Будда в Калачакре. Подобно Самантабхадре и Ваджрадхаре, о нем могут говорить как о пробужденном с безначальных времен, однако встречаются и представления об Ади-Будде как первом существе, достигшем состояния будды. Отождествляется со знанием, которое пронизывает все умы и всё сущее, и с потенциалом пробуждения, который есть у каждого живого существа.
Иногда связывается с божеством Калачакрой и его супругой Вишваматой, которые символизируют колесо времени и то, что находится за пределами времени
Калачакра и Вишвамата. Источник: Thanka.com
Вайрочана или Махавайрочана в восточноазиатском буддизме. Как Самантабхадра и Ваджрахадра, отождествляется с Телом Истины и концепцией пустотности. При этом может считаться историческим буддой, достигшим просветления множество веков назад.
Изображается не только на картинах, но и в виде статуй, в том числе огромных размеров.
Статуя Вайрочаны в храме Тодадзи, Япония
Будда Амитабха в амидаизме. Тоже может называться Первым Буддой, однако нужно иметь в виду, что он всё же считается существом, однажды достигшим пробуждения, пускай и в очень древние времена и, возможно, иной системе миров.
Статуя Амитабхи в храме Котоку-ин, Япония
Само имя Самантабхадра носит также бодхисаттва, покровитель Дхармы, входящий в триаду Шакьямуни вместе с Манджушри и Буддой Шакьямуни. Его тоже важно не путать с Буддой Самантабхадрой.