Программа «Путь к Дзогчену» Чистые Земли
О программе
Программа Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче «Путь к Дзогчену» длится три года, по четыре ретрита в год, всего двенадцать ретритов.
Программа использует подход, при котором рассмотрение текстов и практик происходит с использованием свойственной им понятийной и образной системы с последующим раскрытием и уточнением значения применяемых терминов. Это является принципиально важным и для избежания смысловых искажений, и для возможности корректного изучения культурной составляющей традиции. По этой же причине форма подачи материала ориентирована на традиционный тибетский подход.
В рамках каждого двухнедельного ретрита осуществляется:
-
Рассмотрение текстов, относящихся к традициям Тантры и Дзогчена линии Юнгдрунг Бон
-
Изучение практических методов исследования сознания и обретения контроля над ним и их практическое освоение
-
Прояснение и обсуждение непонятных моментов, связанных с практикой или смыслом текстов
Основополагающим принципом Учения Дзогчен является то, что человек опирается в этой практике в первую очередь на непосредственный личный опыт, наблюдения своего ума с помощью тех или иных методов и лишь потом на теоретическое объяснение и обоснование. Поэтому большое значение придается правильной последовательности изучения материала и его освоения.
Расписание ретритов на 2024-2025 год
Программа доступна как тем, кто ранее не изучал буддийские учения, так и тем, кто уже имеет такой опыт. Ее длительность — три года, всего двенадцать ретритов (по четыре двухнедельных ретрита в год).
Первый курс
Второй курс
Третий курс
- Корректной мотивации (причин, целей и отношения к процессу) для занятия практикой изучения и обуздания ума;
- Основных принципов эффективного построения этого процесса и преодоления возникающих препятствий;
- Первичных навыков владения умом — благодаря овладению аналитической медитацией;
- Понимания основ буддийского воззрения на устройство мира, сознания человека и их связи;
- С базовым раскрытием специфических понятий и терминов (например, «сансара», «омрачения ума», «карма» и пр.).
По тексту «Океан Слов Победоносного о предварительных практиках Нёндро» (Sngon ‘gro rgyal baí bka’lung rgya mtsho), составленному Шардза Таши Гьялценом Ринпоче, изучение следующих практик:
1. Корень освобождения — метод опоры на духовного наставника. Рассматриваются принципы того, как следует выбирать духовного наставника и относиться к процессу получения Учения, чтобы не тратить время впустую.
2. Обычные внешние предварительные практики. «Четыре размышления, направляющие ум вспять». Это аналитические медитации, размышление над основными закономерностями, оказывающими влияние на жизнь человека, призванные привести его к осознанию своего положения в мире и побудить к практике изучения и обуздания ума.
- Трудность обретения драгоценного человеческого рождения;
- Непостоянство жизни;
- Закон кармы (закон связи причины и следствия);
- Страдание и недостатки сансары (круговорота бытия).
3. Особые внутренние предварительные практики Великой колесницы (Махаяны) традиции Бон. Особые внутренние нёндро включают в себя шесть практик, которые рассматриваются как методы очищения омрачений ума и неблагой кармы и накопления заслуг, то есть создания благоприятных условий для дальнейшей практики.
- Принятие прибежища в Трех Драгоценностях;
- Порождение бодхичитты (просветленного настроя);
- Стослоговая мантра. Практика раскаяния в недобродетелях;
- Подношение мандалы;
- Практика гуру-йоги;
- Совершение простираний;
А также рассматривается три коренных (сущностных) мантры:
- Мантра Селва Гудзаб для обретения Тела Бон (Бонку, Дхармакайи);
- Мантры Дзогку Кхорва Донтрук для обретения Тела Совершенной Радости (Дзогку, Самбхогакайи);
- Мантра Трулку Нгенсонг Донгтрукги Ньингпо для обретения Тела Воплощения (Трулку, Нирманакайи).
Предварительные практики рассматриваются как основа, фундамент всей дальнейшей практики, им придается крайне важное значение. Итогом их выполнения является готовность к выполнению основной части практики, что в традиции называется «созреванием потока сознания».
Пхова — Первая неделя
Изучение практики переноса сознания пхова по тексту «Океан Слов и наставлений Победоносного о предварительных практиках нёндро» (Sngon ‘gro rgyal baí bka’lung rgya mtsho), составленному Всеведающим Шардзавой.
В буддийской традиции практика пховы применяется во время смерти человека как способ переноса сознания в высшие миры для обретения благоприятного перерождения.
С позиций текста рассматривается:
- Как протекает процесс умирания и что происходит в это время с сознанием человека;
- Что такое промежуточное состояние бардо , каковы его стадии и как происходит принятие нового рождения;
- Для чего и каким образом выполняется практика переноса сознания пхова;
- Каковы знаки должного уровня освоения практики.
Также считается, что, поскольку выполнение пховы связано с центральным каналом, являющимся опорой изначальной мудрости в теле человека, её освоение способствует уменьшению силы омрачений и улучшению качества медитации. По этой причине изучение практики пховы также рассматривается как этап, способствующий подготовке к основной части практики.
Шаматха (Шине) — Вторая неделя
Практика шине (шаматха), в переводе с тибетского — «умиротворенное пребывание» . Это медитация, состоящая в сосредоточении внимания на объекте однонаправленно, без отвлечения и потери ясности сознания на протяжении длительного времени.
На её основе развивается «высшее виденье» лхатонг (випашьяна) — способность к глубокому исследованию и ясному различению свойств объекта благодаря однонаправленному сосредоточению.
По тексту «Празднество начинающих практиков», составленному Кхенпо Геше Ринченом Тензином Ринпоче, рассматривается:- Какие условия благоприятны для освоения практики и каких следует избегать;
- Сущность «умиротворенного пребывания» шине и «высшего виденья» лхатонг;
- Метод выполнения как таковой и метод постепенного освоения шине в период изучения;
- Препятствия, возникающие в процессе практики, и способы их преодоления;
- Знаки достижения должного уровня практики и польза, которую она приносит;
- Два способа практики шине — в опоре на видимый объект и с помощью звука.
Освоение шине помогает обуздать ум, делая его более устойчивым, управляемым и острым. Это помогает как в повседневной жизни, так и в практике медитации, в частности, является необходимой основой для дальнейшей практики таких методов Дзогчена, как трекчо и тогал.
Начало основной части практики, изучение раздела трекчо.
Трекчо — дословно «полное отсечение, разрубание» , то есть отсечение заблуждений, полное понимание и убеждение в том, какова природа ума , освобождающее от власти обманчивого восприятия.
Это собрание методов, направленных на то, чтобы на личном опыте изучить, что из себя представляет и как работает ум , получить ознакомление с его основой, природой или естественным состоянием ума, а затем освоить устойчивое пребывание в ней. Трекчо является основополагающей практикой учения Дзогчен . Считается, что его полноценное освоение ведет к освобождению от страданий и достижению состояния будды.
Рассматриваются тексты:- «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов (Akhrid thun mtshams bco lnga) по основной части практики из цикла самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой;
- «Глубокие наставления по самоочищению шести видов [живых существ]» (Rigs drug rang sbyang gi gdams pa zab mo bzhugs so) из собрания «Высочайший пик Великого Совершенства обширного пространства» (Rdzogs chen yang rtse klong chen).
Вводятся основные понятия этого уровня практики, такие как изначальная природа или естественное состояние ума, самоосознающая мудрость (ригпа), аспекты ясности и пустотности, видимости (нангва), рассудочные мысли (намток) и т. д.
Изучаются практики:- «Разделения сансары и нирваны» кхорде рушен.
Практикующий совершает действия тела, речи и ума (например, бегает, прыгает, говорит, поет, представляет себя в том или ином образе), намеренно вызывая тем самым в своем потоке сознания переживания и видимости, относящиеся к проявлениям как сансары, так и нирваны. Когда эти переживания становятся максимально яркими, он перестает их создавать и наблюдает, что при этом происходит в его уме.
Это позволяет прийти к осознанию того, что ум является основой и сансары, и нирваны (т. е. тем пространством, в котором происходит восприятие и переживание всего, с чем человек сталкивается), и пониманию того, что называется пустотностью ума.
Также изучается практика самоочищения шести видов живых существ.
- Очищение с помощью трех врат.
Эти практики в целом построены на том же принципе, что и кхорде рушен. Метод сочетает последовательное усилие со стороны тела, речи или ума, возникновение благодаря этому в сознании переживания (характерного для каждого конкретного упражнения), прекращение усилий и расслабление. На протяжении всего процесса практикующий наблюдает за тем, что и как происходит в его сознании.
1. Очищение с помощью тела.
Практика стояния в позе ваджры, сочетающая усилия тела и визуализацию, «очищает завесы постижения, умиротворяет препятствия и отвращает явные привязанности, связанные с телом».
2. Очищение с помощью речи.
Четыре упражнения, сочетающие произнесение звука, визуализацию и последующее пребывание в состоянии вне концепций для избавления от заблуждений, связанных с восприятием внешней и внутренней видимости. Практика «очищает недобродетели, препятствия и привязанности, связанные с речью».
3. Очищение с помощью ума.
Практика наблюдения за умом и изучения его свойств в процессе медитации. Из трёх пунктов: отсечение корня, улучшение и способ возникновения.
а. Отсечение корня. «Поиски ума»:
— Изучение того, откуда ум возникает, и того, что возникает.
— Исследование места, где пребывает, и того, что пребывает.
— Исследование места, куда уходит, и того, что уходит.Наблюдение за функциями и проявлениями сознания (мыслями, образами, ощущениями и прочим), тем, каким именно образом они возникают, существуют и исчезают, дает в свою очередь возможность прикоснуться к пониманию природы самого сознания.
Практика способствует «очищению препятствий и завес, мешающих постижению смысла естественного состояния ума и изначальной самоосознающей мудрости ригпа».
б. Улучшение
В ходе практики человек специально создает в своём уме объекты и подробно исследует качества, присущие как этим проявлениям ума, так и их основе, природе ума. Это углубляет непосредственный опыт переживания природы ума.
в. Способ возникновения. Рассматривается:
— То, как люди различаются по уровню способностей к постижению природы ума, и то, каким образом в соответствии с этим следует строить практику;
— Различия двух типов медитации, аналитической медитации и медитации пребывания, и особенности каждой из них.Это помогает структурировать на уровне теории опыт, полученный за время предыдущей практики.
Благодаря исследованию ума в разнообразных условиях, которые специально создаются с помощью упомянутых практик, у человека возникает наглядное понимание того, как происходят процессы в его уме, какие аспекты ума остаются неизменными и присутствуют постоянно, а какие вторичны и являются лишь временными проявлениями. Возникает начальное ознакомление с тем, какова природа сознания, его естественное состояние.
В том числе все это делает ум более управляемым, а человека — психически устойчивым к неблагоприятным условиям, как внутренним, так и внешним.
Медитация без характеристик.
Практики Нелбаб и Соршук.
Продолжение рассмотрения текста «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства», составленного Всеведающим Шардзавой.
Изучение медитации пребывания мачёпа благодаря методам нелбаб и соршук.
Практика мачёпа («не-создавание», «не-изменение») является сущностной практикой раздела трекчо и означает медитацию пребывания в естественном состоянии ума.
Нелбаб — «естественное пребывание», приведение ума в естественное состояние.
Практика длительного пребывания в состоянии глубокого расслабления тела, речи и ума с сохранением ясности сознания и отсутствия цепляния за внутренние и внешние проявления. Благодаря этому «каналы и ветра тела приходят в естественное положение, и естественное состояние ума проявляется отчётливо».
Соршук — поддержание пребывания в естественном состоянии.
На этом этапе происходит освоение способности находиться в естественном состоянии на фоне активности тела, речи и органов чувств разной степени: малой, средней и большой.
Наставления по нелбаб и соршук включают обилие указаний и комментариев, описывающих нюансы практики, процесс её освоения и развития, а также теоретически проясняют основные принципы практики трекчо в целом.
Освоение этих методов призвано сначала углубить понимание того, что из себя представляет естественное состояние ума, а затем укрепить способность устойчиво в нем находиться.
Продолжение изучения практики трекчо по тексту «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства», составленному Всеведающим Шардзавой.
Глава Ознакомление со смыслом естественного состояния.
Разделение ума на чистый и загрязненный особыми методами.
Эта практика состоит из нескольких стадий и сочетает в себе визуализацию, удержание дыхания и пребывание в состоянии не-создавания мачёпа.
Она предназначена для того, чтобы в опыте практикующего произошло интенсивное, ясное переживание изначальной природы ума и, благодаря этому, явное разграничение в его понимании сознания на составляющие обыденного ума сем и самоосознающей изначальной мудрости ригпа (синоним естественного состояния ума).
Также говорится, что благодаря правильному выполнению задержек дыхания во время этой практики прочищаются каналы тела, что способствует увеличению ясности сознания в целом и в некоторой степени подготавливает человека к освоению практики туммо, йоги внутреннего огня.
Также рассматривается теоретическая часть:- Разделение ума по аспектам. Изучение того, из каких составляющих образован обыденный ум сем и каким образом он функционирует.
- 12 звеньев взаимозависимого происхождения. Описание механизма того, как сознание воспринимает объекты, распознает их и реагирует, вследствие чего возникают кармические отпечатки, формирующие в свою очередь дальнейшие склонности восприятия и бытие.
В целом, программа этого ретрита — этап интенсивного углубления практики трекчо.
Продолжение изучения практики трекчо. Глава «Ознакомление с природой ума».
Изучаются два раздела:
1. Устранение узкого пути возникновения ошибок.Подробно рассматриваются 35 основных ошибок медитации и способы их преодоления.
Этому сопутствуют практика разделения ума на чистый и загрязненный, практика несоздавания мачёпа и практика естественного пребывания нелбаб.
2. Ознакомление с безошибочным.- В тибетской традиции когда человек уже обладает достаточным личным опытом практики и ему объяснены все ошибки медитации, наставник дает ему ознакомление с изначальной природой ума, то есть прямо указывает на смысл того, что называется естественным состоянием ума или самоосознающей изначальной мудростью ригпа.
- После этого дается объяснение метода избавления от загрязнений, созданных умом. Это уточняющие методические наставления о способах вхождения в медитацию и её поддержания на протяжении длительного времени.
- В этот же раздел входит описание девяти стадий последовательного развития медитации, кратко собираемые в три: медитацию во время сессий, выходящую за пределы сессий медитацию состояния и постоянное пребывание в медитации сферы.
- Даются завершающие объяснения о тонкостях практики:
- отличие переживаний и постижения;
- объяснение различий пустотности шине и неосознанного состояния;
- объяснение способов преодоления препятствий и завес.
Программа этого ретрита подводит итог изучению трекчо. К моменту её завершения человек получает все необходимые наставления для полноценной самостоятельной реализации этой практики в дальнейшем.
Изучение практики туммо, йоги внутреннего огня, по тексту «Обычная практика туммо, пламя изначальной мудрости» (Thun mong gtum mo’i nyams len ye shes me pung), составленному Шардза Таши Гьялценом Ринпоче.
В традиции Дзогчен туммо рассматривается как вспомогательный метод, предназначенный прежде всего для улучшения качества медитации. Его изучение требует предварительного освоения в должной мере практики трекчо. Считается, что в противном случае практиковать туммо нет смысла.
Сам метод сочетает в себе выполнение длительных задержек дыхания, визуализацию и пребывание в естественном состоянии ума, а также выполнение трулкоров (физических упражнений на задержке дыхания).
В тибетской традиции полноценное выполнение туммо подразумевает практику на протяжении 120 дней в условиях полного затвора и делится на три стадии, так называемые мягкий, средний и жесткий ветер. Практика туммо, входящая в программу этого курса, является скорее ознакомительной, хотя и включает в себя рассмотрение всех необходимых наставлений и практическое освоение всех трех стадий.
Первый ретрит посвящен рассмотрению предварительных практик, необходимых для выполнения туммо, т. е. упражнений для освоения устойчивой визуализации и упражнений, связанных с дыханием, для подготовки к практике тела и ума.
Изучение практики туммо по тексту «Обычная практика туммо, пламя изначальной мудрости», составленному Всеведающим Шардзавой.
Мягкий ветер Саматок.
На протяжении дня выполняется четыре сессии практики, в ходе которой сначала выполняются задержки дыхания в сочетании с визуализацией, а затем упражнения-трулкоры. Для стадии мягкого ветра характерно то, что длительность задержек дыхания и количество выполняемых трулкоров невелики.
Рассматриваются ключевые пункты выполнения этой стадии практики:- ключевой пункт тела, т. е. положение тела, в котором выполняется практика
- ключевой пункт ветра, т. е. способ дыхания
- ключевой пункт визуализации
- ключевой пункт трулкоров, т. е. физические упражнения
Далее следует практическое освоение метода.
Также, вместо понятия туммо иногда используют аналогичное ему ца лунг, т. е. практика «ветров и каналов». В ходе её освоения рассматриваются в том числе главы текста, посвященные описанию самих «ветров и каналов» тела человека, их функций, связи их состояния с состоянием ума и здоровья, и т. п.
Изучение практики туммо, средний ветер сосуда, Бумпачен.
Этой стадии практики свойственны свои ключевые пункты (положение тела, способ дыхания и пр.), а также бόльшая длительность задержек дыхания и количество выполняемых трулкоров.
По тексту «Обычная практика туммо, пламя изначальной мудрости» рассматриваются особенности выполнения практики среднего ветра, а также даются объяснения по теории ветров и каналов.
Говорится, что правильное выполнение практики туммо приводит к тому, что в теле «разгорается огонь блаженства и тепла», а в сознании — сияет изначальная мудрость ригпа.
Изучение практики туммо, пламя жесткого ветра, Мепунгма.
Здесь также присутствуют особенности позы тела, способа дыхания и визуализации.
Длительность задержек дыхания максимальная.
Выполняются все 79 трулкоров традиций Атри и Ньенгью.
«Безмерные блаженство и тепло сначала порождаются, затем становятся устойчивыми, и затем обретаешь над ними контроль».
Изучение практики привнесения сновидений на путь по тексту «Практика мастерства на пути сна, называемая «Самоочищение заблуждений» из цикла «Самопроявление трех тел Великого Совершенства», составленного Всеведающим Шардзавой.
Традиция Дзогчен рассматривает тантрические практики йоги сновидений и йоги сна, так же как и туммо, в качестве дополнительных методов, способствующих развитию и усилению основной практики ума.
Практика йоги сновидений состоит в том, что человек, используя описанные методы, стремится во сне понять, что он спит, и, достигнув этого, сначала прийти к тому, чтобы не попадать под власть образов сновидений, а потом и обрести над ними контроль . Йога сновидений является предварительным этапом для йоги сна, целью практики которой является «схватывание ясного света сна», т. е. достижение способности пребывать в естественном состоянии ума даже в то время, когда человек спит.
Традиции Тантры и Дзогчена придают этим практикам большое значение по многим причинам. Одна из них в том, что их освоение способствует достижению постоянного пребывания в естественном состоянии, что является целью практики трекчо. Также в буддийской традиции считается, что посмертное состояние бардо во многом схоже со сновидением. Кроме того, поскольку во сне человек лишен опоры на рациональный ум и волю в привычном понимании и всё, что он переживает, порождено исключительно сознанием, сон как состояние является особой возможностью для изучения природы ума.
Во время изучения йоги сновидений рассматриваются как метод освоения этой практики, так и теоретическое объяснение того, что происходит с человеком во сне.
Изучение практики Тогал по тексту «Представление-игра чудесных проявлений» (Ngo mtshar snang ba’i ltas mo) из цикла учений «Самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой.
Тогал, «прыжок через [уровни для достижения наивысшего результата]», в традиции Дзогчен считается наивысшим методом, дающим возможность быстрого достижения состояния будды и реализации радужного тела. Метод состоит в созерцании чистых видимостей, проявляющихся в уме практика, благодаря созданию им необходимых условий тела, речи и ума. Для его практики требуется устойчивое освоение трекчо как основы.
В тексте разъясняется, на чём основана практика и каким образом она действует, каковы необходимые условия, метод выполнения и стадии развития.
Происходит освоение метода для дальнейшей самостоятельной практики.
Освоение этой практики в том числе чрезвычайно усиливает качество пребывания в состоянии природы ума, а теоретическая часть содержит глубокие наставления, касающиеся в том числе связи ума, самоосознающей изначальной мудрости ригпа, каналов и ветров тела человека.
Оставьте заявку на участие в программе
Возможность учиться по похожей программе есть только у монахов в монастырях. У мирян ни в одной другой стране мира нет возможности получить настолько системные и полные знания в рамках традиции Юнгдрунг Бон от квалифицированного наставника и в столь сжатые сроки (три года).