Третий ретрит первого курса (Трекчо 1) пройдет с 3 по 16 июля

Третий ретрит первого курса (Трекчо 1) пройдет с 3 по 16 июля

23 июня 2020
718 просмотров
Третий ретрит первого курса пройдет с 3 по 16 июля 2020 года в формате онлайн-вебинара. 

В программе:

Начало основной части практики, изучение раздела трекчо.

Трекчо — дословно «полное отсечение, разрубание», то есть отсечение заблуждений, полное понимание и убеждение в том, какова природа ума, освобождающее от власти обманчивого восприятия.

Это собрание методов, направленных на то, чтобы на личном опыте изучить, что из себя представляет и как работает ум, получить ознакомление с его основой, природой или естественным состоянием ума, а затем освоить устойчивое пребывание в ней. Трекчо является основополагающей практикой учения Дзогчен. Считается, что его полноценное освоение ведет к освобождению от страданий и достижению состояния будды.

Рассматриваются тексты:
  • «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов (Akhrid thun mtshams bco lnga) по основной части практики из цикла самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой;
  • «Глубокие наставления по самоочищению шести видов [живых существ]» (Rigs drug rang sbyang gi gdams pa zab mo bzhugs so) из собрания «Высочайший пик Великого Совершенства обширного пространства» (Rdzogs chen yang rtse klong chen).

Вводятся основные понятия этого уровня практики, такие как изначальная природа или естественное состояние ума, самоосознающая мудрость (ригпа), аспекты ясности и пустотности, видимости (нангва), рассудочные мысли (намток) и т. д.

Изучаются практики:
  • «Разделения сансары и нирваны» кхорде рушен.

    Практикующий совершает действия тела, речи и ума (например, бегает, прыгает, говорит, поет, представляет себя в том или ином образе), намеренно вызывая тем самым в своем потоке сознания переживания и видимости, относящиеся к проявлениям как сансары, так и нирваны. Когда эти переживания становятся максимально яркими, он перестает их создавать и наблюдает, что при этом происходит в его уме.

    Это позволяет прийти к осознанию того, что ум является основой и сансары, и нирваны (т. е. тем пространством, в котором происходит восприятие и переживание всего, с чем человек сталкивается), и пониманию того, что называется пустотностью ума.

    Также изучается практика самоочищения шести видов живых существ.

  • Очищение с помощью трех врат.

    Эти практики в целом построены на том же принципе, что и кхорде рушен. Метод сочетает последовательное усилие со стороны тела, речи или ума, возникновение благодаря этому в сознании переживания (характерного для каждого конкретного упражнения), прекращение усилий и расслабление. На протяжении всего процесса практикующий наблюдает за тем, что и как происходит в его сознании.

    1. Очищение с помощью тела.

    Практика стояния в позе ваджры, сочетающая усилия тела и визуализацию, «очищает завесы постижения, умиротворяет препятствия и отвращает явные привязанности, связанные с телом».

    2. Очищение с помощью речи.

    Четыре упражнения, сочетающие произнесение звука, визуализацию и последующее пребывание в состоянии вне концепций для избавления от заблуждений, связанных с восприятием внешней и внутренней видимости. Практика «очищает недобродетели, препятствия и привязанности, связанные с речью».

    3. Очищение с помощью ума.

    Практика наблюдения за умом и изучения его свойств в процессе медитации. Из трёх пунктов: отсечение корня, улучшение и способ возникновения.

    а. Отсечение корня. «Поиски ума»:

    — Изучение того, откуда ум возникает, и того, что возникает.
    — Исследование места, где пребывает, и того, что пребывает.
    — Исследование места, куда уходит, и того, что уходит.

    Наблюдение за функциями и проявлениями сознания (мыслями, образами, ощущениями и прочим), тем, каким именно образом они возникают, существуют и исчезают, дает в свою очередь возможность прикоснуться к пониманию природы самого сознания.

    Практика способствует «очищению препятствий и завес, мешающих постижению смысла естественного состояния ума и изначальной самоосознающей мудрости ригпа».

    б. Улучшение

    В ходе практики человек специально создает в своём уме объекты и подробно исследует качества, присущие как этим проявлениям ума, так и их основе, природе ума. Это углубляет непосредственный опыт переживания природы ума.

    в. Способ возникновения. Рассматривается:

    — То, как люди различаются по уровню способностей к постижению природы ума, и то, каким образом в соответствии с этим следует строить практику;
    — Различия двух типов медитации, аналитической медитации и медитации пребывания, и особенности каждой из них.

    Это помогает структурировать на уровне теории опыт, полученный за время предыдущей практики.

    Благодаря исследованию ума в разнообразных условиях, которые специально создаются с помощью упомянутых практик, у человека возникает наглядное понимание того, как происходят процессы в его уме, какие аспекты ума остаются неизменными и присутствуют постоянно, а какие вторичны и являются лишь временными проявлениями. Возникает начальное ознакомление с тем, какова природа сознания, его естественное состояние.

    В том числе все это делает ум более управляемым, а человека — психически устойчивым к неблагоприятным условиям, как внутренним, так и внешним.

totop