Тантра в традиции бон

Тантра в традиции бон

Автор:
484 просмотров
Темпа Дукте Лама

Темпа Дукте Лама. Фото любезно предоставлено командой центра Олмо Линг

Тантрический путь также называют путем трансформации. Согласно этому пути считается, что если мы искусны, то вместо отвержения вредящих эмоций, омрачающих нашу истинную природу, мы можем использовать их как средства для достижения трансформации. 

В тантрических учениях традиции бон существует четыре вида тантры:

  • Крийя Тантра и Чарья Тантра (низшая тантра)

  • Отцовская Тантра и Материнская Тантра (высшая тантра).

В низшей тантре практикующие визуализируют себя в качестве божеств и полностью трансформируют себя в это божество. Они становятся воплощением всех эмоций, сил, мудрости и исцеляющего потенциала этого божества. Практик визуализирует всю вселенную чистой и совершенной, а всех существ - полными мудрости. Каждый звук, запах, вкус, ощущение и вид совершенны и чисты по своей природе. 

Процесс практики включает в себя три аспекта (существования, или бытия): аспект знания, аспект символа и аспект действия

Аспект символа подразумевает действие по привнесению всего в поле нашей осознанности. Это может быть мандала, которую мы визуализируем, мирные или гневные божества, их мантры или любая форма тонкой энергии.

Аспект знания - это добродетельные качества, которые мы видим в божестве, чувствуем в мантре или к которым обращаемся в божестве посредством нашей неотъемлемой природы будды. Когда мы объединяем эти два аспекта в одно, это называется аспект действия.

Аспект действия - это трансформированное состояние нашего существования. Оно наполнено состраданием и свободно от чувства вины, злости и страха. 

Другой важный момент в тантре - это отношения учителя и ученика. Объединение мудрости и метода - это и есть путь трансформации, являющийся сутью тантрической практики.

Мы визуализируем себя в качестве божества, поскольку по природе мы являемся буддами. У нас есть потенциал быть теми, кем мы на самом деле являемся, сострадательными существами, любящими и заботящимися. Но в повседневной жизни мы всегда настолько отвлечены, что нам трудно распознать присущий нам потенциал быть добрыми. Из-за обуславливания и отвлечений мы разъединились со своей истинной природой.

Практика визуализации божества не только дает нам благословение и силу, но также помогает воссоединиться с нашим внутренним потенциалом. Эта практика ведет нас к контакту с самими собой. Когда мы разъединены, нам сложно к этому вернуться. Когда же мы визуализируем божество и обращаемся к определенному качеству, в котором нуждаемся, это качество возвращается в нашу жизнь изнутри нас самих. 

Учение по практике высшей тантры

Сутью практики высшей тантры является союз блаженства и пустотности. Эта практика включает в себя две стадии: стадию зарождения, где мы выстраиваем визуализацию, и стадию завершения, где мы проявляем суть практики.

Блаженством может быть любое чувственное ощущение. Ощущение блаженства часто изображается в тантрической практике с помощью божеств Яб-юм (пара из мужского и женского божеств) посредством ощущения сексуального блаженства. 

Говорится, что сексуальное ощущение - самое интенсивное и мощное из всех ощущений. И поскольку оно способно повлиять на наш ум и тело так сильно, есть тенденция возникновения привязанности. Поэтому в практике стадии зарождения наши чувства и ощущения объединяются с пустотностью. Когда мы практикуем это единство, оно превращается в качество ума, в которое мы себя трансформируем.

Объединение чувств и пустотности понимается как мудрость. Любое наше чувство, блаженное или хаотичное, не должно смешиваться с желанием-привязанностью. Во время практики наши чувства, наше восприятие должны быть свободны от вредящих мыслей. 

Если наши чувства смешиваются с желанием-привязанностью, возникает тенденция развития обусловленных состояний, таких как цепляние, тяга и зависимость. 

Если наши чувства смешаны с пустотностью, это становится искусным методом трансформации жизненных трудностей и страданий. 

В практике высшей тантры пустотность рассматривается как объект нашей медитации. А переживание блаженства или любое ощущение, эмоция рассматриваются как тот, кто медитирует (субъект). Такое распознание и есть мудрость. Это понимание нашей истинной природы осознавания. Важно, чтобы осознавание могло распознать субъект и объект, а также распознать объект как пустотный. 

Если мы сможем это сделать, то освободим себя от того, чтобы становиться жертвами желания, привязанности или вредящих эмоций, таких как хватание, тяга, цепляние или отвращение. 

Распознание блаженства, или переживание опыта субъекта, имеет качества принятия и открытости. Мы принимаем наше состояние в этот самый момент. Но еще более важно не позволять нашему опыту обуславливаться (предопределяться различными условиями). 

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы, посвященного ламы тибетской традиции бон, основателя и духовного лидера бонского центра Олмо Линг в США, изучавшего бонскую философию и медитацию в монастыре Менри под руководством Его Святейшества 33-го Менри Тризина Ринпоче. Оригинал статьи опубликован на сайте центра olmoling.org.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop