Темпа Дукте Лама. Источник фото: olmoling.org
Сущностью пути сутры является принцип помощи всем живым существам. Духовный прорыв, который мы испытываем от помощи другим, позволяет нам пробудить в себе и других состояние счастья. И это должно происходить в каждый момент, прямо здесь и сейчас. Принцип объединения - это способность ума и сердца осознать добродетель и объединить ее с действиями тела, речи и ума.
Это значит обладать ясным и широким умом, таким умом, который способен постигнуть чистую природу каждого объекта и ситуации в их истинном виде. Это возможно лишь тогда, когда чистая природа объекта распознается непосредственно в момент восприятия. Если сама природа нашего ума омрачена негативными проявлениями, мы не сможем осознать и почувствовать чистоту какого-либо объекта. Сначала очень важно обладать чистым умом. Когда мы видим чистоту и красоту в других, это отражает совокупность наших собственных чистых качеств и красоты внутри нас самих. Чистая природа нашего ума проявляется именно в этот момент.
Неведение, отношение, не основанное на добродетели и страстная привязанность - вот три фактора заблуждения, отгораживающих истину причины и результата от природы ума. Каким бы ни было наше действие - добродетельным или нет - у всякой причины есть результат, и у каждого результата есть причина. Добродетельные действия тела, речи и ума ведут нас к достижению пробуждения. Недобродетельные действия тела, речи и ума ведут к бесконечным страданиям. Необходимо понимать эту истину о причине и результате, чтобы мы могли развивать в нашем уме и сердце отречение, чтобы наш ум защищал нас от вовлечения в недобродетельные действия тела, речи и ума.
Когда в уме развито отречение, мы понимаем, от каких поступков, идей и воззрений нужно воздерживаться и как идти по пути добродетели. Такой ум показывает нам верный способ соединения с природой реальности, а не входит в двери недобродетели, которые ведут обратно в круговорот страданий.
Но сердце, наполненное отречением, - не просто абстрактная концепция. Мы можем привнести отречение в наши действия самым практичным образом. То, что мы делаем, и наш ум должны идти вместе. Для этого нам нужно сердце, которое позволит отреченному уму проявлять себя в наших действиях. Без такого сердца ум не сможет себя проявить.
Если же у нас есть такое сердце, но нет ума с качеством отречения, тогда наша ситуация подобна пчеле без цветка. Отреченный ум может быть всего лишь осознанием намерения, но именно отреченное сердце приводит намерение в действие. Ум - это семя, а сердце - почва, на которой семя может вырасти и принести плоды. Если же в почве нет питательных веществ, семя не прорастет. Отреченное сердце должно обладать состраданием и любящей добротой, чтобы питать семя. Без такого сердца наша решимость развить отречение может привести к тому, что мы примем оборонительную позицию. Тогда это будет вызвано, в основном, нашим желанием не страдать, а не желанием помочь другим, которые страдают точно так же, как и мы.
В классических учениях бона мы различаем три недобродетельных действия тела, четыре недобродетельных действия речи и три - ума. То, что относится к телу - это отнятие жизни, воровство и неправильное сексуальное поведение. Недобродетели, относящиеся к речи - это ложь, злословие, грубость и пустословие. Недобродетельные действия ума - это злонамерение, вредящие мысли и ошибочное воззрение. Будды трех времен целенаправленно следовали этим указаниям сквозь пространство и время, чтобы выполнить практику сострадательных существ и помочь другим в практике трансформации самих себя.
Если мы хотим преобразовать наши негативные состояния и быть более сострадательными, нужно проявлять осознанность и обращать внимание на каждое действие трех врат: тела, речи и ума. Благодаря этой осознанности мы можем распознавать, когда мы действуем, исходя из добрых намерений, а когда - под влиянием вредящих эмоций и исправляться.
В боне пятью эмоциями, основанными на заблуждении, являются неведение, привязанность, гнев, гордость и зависть, и они зовутся пятью ядами ума, потому что являются условиями для возникновения десяти недобродетельных действий тела, речи и ума. Не преодолев эти пять ядов мы не сможем пройти по пути практики и достичь результата - окончательной реализации состояния будды. Если мы хотим практиковать путь сострадательного существа, нужно развивать и укреплять нашу осознанность и как следует познакомиться с тем, как эти яды ума влияют на нас и контролируют нас. Силой осознанности мы можем ослабить их влияние и контроль. Как только мы распознаем наличие этих ядов в себе, мы сможем использовать искусное противоядие, или медитацию, чтобы их преодолеть.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли»с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы, посвященного ламы тибетской традиции бон, основателя и духовного лидера бонского центра Олмо Линг в США, изучавшего бонскую философию и медитацию в монастыре Менри под руководством Его Святейшества 33-го Менри Тризина Ринпоче. Оригинал статьи опубликован на сайте центра olmoling.org.