Принятие апатии и развитие радостной вовлеченности

Принятие апатии и развитие радостной вовлеченности

Автор:
708 просмотров


Принятие апатии, принятие гнева, принятие испытаний, которые нам выпадают - это все об идее в учении Дзогчен о том, что, какая бы ситуация ни возникала перед нами, нужно приближаться к ней, а не избегать. Так или иначе, избегание навряд ли приведет к успеху. 

Идея в том, чтобы захотеть принять, захотеть познакомиться с ситуацией, приблизиться к ней, а затем почувствовать в себе силы ее изменить - эта возможность чудесной трансформации уже заложена в нас. Да и как это возможно: убежать от чего-то? Нельзя убежать от своей тьмы, от своего неведения и боли, ведь избегание боли само по себе уже приносит боль. Это даже еще больнее, чем то, отчего вы изначально убегаете, так что в этом нет никакого смысла. Но люди все равно этим занимаются. Они все равно игнорируют ситуации, которые преподносит им жизнь, не придают значения своим чувствам, не замечают своего неведения. Люди продолжают это делать. 

И здесь мы подходим к идее о радостной вовлеченности. Что же это значит? На самом деле, это очень интересная концепция. Что такое радостная вовлеченность, что такое радостный «я»? Вообще, радость может подразумевать множество вещей: человек может уйти в трехлетний ретрит, полностью изолировав себя от общества, и это может быть радостью. В то же время кто-то может полностью погрузиться в мирские дела - и это будет для него радостью. «Радость» - это определение, которое вы сами даете чему-либо. 

Поэтому важно понимать, что есть то, что мы четко можем установить для себя - это определенные правила, которым мы следуем, определенный образ жизни. Важно следить за своим настроением, уровнем стресса, эмоциями, мыслями, качеством сна и пищи, заниматься физическими упражнениями. Но когда я говорю об этом, некоторые люди меня просто не слышат. А некоторые слышат, но не хотят меняться. И лишь небольшая часть и слышат, и имеют желание меняться.

И, возвращаясь к вопросу о том, что такое радостная вовлеченность, я могу привести пример. Являясь тибетцем, я не был приучен с детства есть зелень, мне не нравилось ее есть. Я считал, что это скорее еда для коров и кроликов. По истечении многих лет я поменял свои привычки и стал есть более здоровую пищу. И теперь я ее обожаю. Даже каких-то 5-6 лет назад я мог обозначить для себя зелень как «боль», сейчас же это совершенно точно является «радостью». 

То есть я изменил определение того, что является для меня хорошим. Таким образом, все, что вы считаете интересным, радостным, и то, что при этом приносит вред вашему организму, можно поменять. Вам нужно прекратить это делать или, по крайней мере, ослабить привычку, делать не так часто. Это возможно поменять! Оно не должно больше приносить радость. 

Возможно кто-то считает, что рано ложиться, есть здоровую пищу и т. д. - скучно. Но это нет так. Это радость, это удовольствие, это дисциплина, это влияние, которое вы оказываете на окружающих. Ведь «радость» - это определение, которое вы можете поменять, забрав его у какой-либо разрушительной привычки и присвоив полезной. 

Так же и определение «радостной вовлеченности» можно поменять. Поэтому, если вы вовлечены во что-то, что приносит вам радость, но при этом вредит вам - это возможно изменить. 

Можно привести простой пример со сном. Я не скажу, что у меня самое лучшее качество сна, но у меня определенно есть положительные изменения, потому что я этим занимаюсь. Помимо всего прочего, я, конечно, даю учения по йоге сновидений, для выполнения которой нужно, в первую очередь, улучшить свое качество сна. И поскольку я слежу за этим, я пропускаю ужин, что приносит заметные улучшения. Человеческие болезни во многом основаны на том, что мы едим, сколько едим и когда едим. И существует сильнейшая связь между качеством сна и тем, насколько поздно и плотно мы кушаем. 

Когда я так говорю, некоторые люди испытывают недовольство: «Почему я должен что-то менять в своей жизни, за чем-то постоянно следить? Я просто хочу быть счастливым!» И я очень хорошо их понимаю. Но что значит быть по-настоящему счастливым? Почему мы не хотим изучить себя получше? Речь о принятии своего неведения и встрече с тем, чего мы не знаем о самих себе. Причина, по которой мы не хотим узнавать о себе новое в том, что мы боимся, чувствуем свои слабости, думаем, что не способны измениться, нам не хватает уверенности. Но я призываю вас принять свое неведение (осознать и встретиться с ним), принять свой страх, свою неуверенность. И зародить чувство доверия, хотя бы в самой малой степени. Иногда люди говорят: «Я не могу это сделать», но откуда вы знаете, что не можете? Вы приложили недостаточно усилий. Вы не задействовали радость и полную вовлеченность, занимаясь трансформацией своей жизни. 

Конечно, это не просто. Но я прошу вас, будьте открытыми к своим состояниям, слабостям, ограничениям, болям, моделям поведения, привычкам. Открытыми настолько, чтобы хотя бы просто спросить себя: «А может я могу это изменить?», «Может это действительно должно быть интересным?», «Возможно я смогу получать от этого радость, при том, что это будет полезно для здоровья?»

Статья составлена на основе онлайн-учения «Embracing Apathy, Cultivating Joyful Engagement» на портале cybersangha.net и опубликована с разрешения Тензина Вангьяла Ринпоче. Копирование текста на другие ресурсы запрещено.

Проект CyberSangha создан Тензином Вангьялом Ринпоче для того, чтобы каждый мог получить доступ к наставлениям традиции и обрести связь с сангхой по всему миру. Миссия проекта – создание духовно пробужденного и гармоничного общества. Начиная с 2009 года, Ринпоче регулярно в прямом эфире дает наставления и ведет медитации, а также приглашает к диалогу ученых и духовных лидеров. Присоединиться к просмотру и обсуждению может любой желающий. Записи всех трансляций доступны в архиве портала.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop