
Часть 1 - по ссылке.
В практике осознавания мы направляем внимание на самого наблюдателя, чтобы получить опыт изначальной природы ума. Наблюдатель бессамостен, представляя собой скрытую мудрость. Когда мы направляем внимание на ум в форме наблюдателя, то выходим за пределы цепляния за опыт медитации или чувство расслабления и идем по своему внутреннему пути исследования, чтобы прийти к переживанию истинной собственной природы. Когда мы отпускаем цепляние за определенный вкус своего опыта, это позволяет осознаванию соединиться с пустотностью. Это и есть открытое пребывание в настоящем.
Наша истинная природа чиста и не омрачена. Просто наблюдая и не реагируя, не производя ответных действий на что-либо, пребывая в осознавании, мы очищаем омрачения, созданные концептуальным мышлением. Так происходит потому, что сила спонтанной концентрации в сочетании с осознаванием вводит поток нашего сознания и всю его деятельность в состояние устойчивости и равностности. А когда ум пребывает в состоянии равностности, то деятельность нашего ума, которая создает почву для возникновения омрачений, заканчивается. Например, если ум проходит через глаза в момент смотрения на цветок, то наши глаза, наш ум и цветок становится одним. В этот момент наше сознание пребывает в состоянии равностности. Оно свободно от омрачений рассудочного мышления, таких как суждение, сопротивление или отвращение, и его опыт поддерживает свою природу без отвлечений. Когда медитация становится спонтанной, становится возможным возникновение мудрости.
Осознавание — это нерушимая форма концентрации. Когда все наши омрачения, хаос наших эмоций и блуждание ума успокаиваются, это и есть собственная реализация. Реализация пребывает в сути открытого пребывания в настоящем моменте. Здесь мы уже воплощаем великую равностность и наступает блаженство, потому что мы полностью свободны от отвлечений и ментальных конструкций, по крайней мере на какое-то время.
Стабилизация ума необходима для практики осознавания и для реализации открытого пребывания в настоящем моменте. Развитие устойчивости ума — это подлинная практика, которая может ввести нас в состояние открытого пребывания в настоящем. И это способность ума позволять нам быть более осознанными во всем, что мы делаем. Без этой истинной практики стабилизации ума как фундаментальной основы наша практика медитации прозрения, или осознавания, будет подобна цветку без корня, воткнутому в землю. Она будет подобна цветку в красивой вазе с водой. Вода может поддерживать цветок живым какое-то время, но в отсутствие корня его жизнь не будет долгой.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «The Intimate Mind», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.