Основатель традиции Юнгдрунг Бон Просветленный Будда Тонпа Шенраб Мивоче
Традиция Юнгдрунг Бон была основана Буддой Тонпа Шенрабом Мивоче более 18 тысяч лет назад. Он дал 84 тысячи различных учений относительно 84 тысяч видов страданий, чтобы указать путь к освобождению для всех живых существ независимо от их способностей и обстоятельств. Этот обширный океан учений можно классифицировать по-разному, например, как Девять Путей Бона, которые, в свою очередь, делятся на Пути Причины и Пути Плода. К Путям Причины относятся Пути с первого по четвертый, и в основном они касаются облегчения собственных страданий человека в текущей жизни. Пути Плода – с пятого по девятый – связаны по большей части с достижением просветления на благо всех существ и выполнением практик для достижения освобождения или, по крайней мере, лучшего перерождения, чтобы помочь живым существам. По этой причине считается, что Пути Плода относятся к высшему воззрению и более продвинуты.
Первый из Путей Плода – это Пятый Путь, известный как Сутра, Утверждающая Путь Геньена, Того, Кто Служит Добродетели. Эта категория учений включает в себя наставления для практикующих мирян. К ним относятся практикующие, принявшие обеты следовать добродетели и известные как геньены. Это тибетское слово состоит из двух частей: ге (тиб. – добродетель, Wylie: ge) и ньен (тиб. – служить, приближаться к чему-либо, Wylie: nyen). Согласно Будде Тонпа Шенрабу для того, чтобы стать его последователем, необходимо принять как минимум один обет. Самым важным является обет прибежища. После его принятия человек становится последователем Юнгдрунг Бон и учеником Будды Тонпа Шенраба. Затем принимается обет бодхичитты, или развития просветленного ума на благо всех существ. Эти два обета часто идут вместе. После этого необязательно брать последующие обеты, но есть много различных обетов, которые может принять практикующий Юнгдрунг Бон. Некоторые из них берутся на один день, некоторые – на всю жизнь, а некоторые – вплоть до достижения просветления. Принятие обета и его исполнение увеличивает силу выполняемой духовной активности. Например, если практикующий сто тысяч раз начитывает мантру, это зарождает великую силу и благословение. А если этот же практикующий сначала принимает обет начитать мантру сто тысяч раз перед перед опорами тела, речи и ума Будды, а уже затем исполняет этот обет, польза от того же самого начитывания значительно возрастает по причине выполнения священного обета.
Те, кто принимает обеты в соответствии с Пятым Путем, называются практикующими мирянами, или геньенами.
Краткий обзор
С точки зрения классификации, которая делит учения на сутру, тантру и дзогчен, учения геньенов относятся к категории сутр. Поскольку Путь Геньена содержит наставления Будды о прибежище и бодхичитте, причине и плоде, добродетели и недобродетели, десяти совершенствах, а также пяти путях и десяти основах, он считается основополагающим учением для всех высших учений. Принятие обетов прибежища и бодхичитты – это вступление на путь последователя Будды Тонпа Шенраба Мивоче. Затем следует практика десяти добродетелей – фундаментальная практика, которая по мере развития естественным образом переходит в практику десяти совершенств.
Следовательно, прибежище и бодхичитта являются необходимыми условиями для принятия обетов геньена. Они включают в себя четыре коренных обета и один второстепенный, всего – пять. Коренные обеты:
-
не убивать;
-
не брать то, что не дано;
-
не вовлекаться в неправильное сексуальное поведение;
-
не лгать.
После принятия этих коренных обетов и следования им человек считается частично практикующим мирянином, или геньеном. Чтобы стать полным геньеном, берется пятый обет, который может быть выбором ученика либо духовного учителя. Это может быть либо обет, связанный с едой, такой как избегание чеснока или мяса, либо обет избегать интоксикантов, таких как алкоголь и наркотики. По традиции те, кто принимают обеты геньена, дополнительно соблюдают однодневные обеты не употреблять мясо и алкоголь на 8-й, 15-й, 22-й и 30-й лунные дни каждого месяца.
Хотя существует всего лишь четыре коренных обета геньена, практикующий может принять и больше обетов добродетели на свое усмотрение. Однако Будда ясно изложил, что практикующим следует внимательно изучить свои обстоятельства и помимо четырех коренных обетов принимать только те, которые им подходят и соответствуют. В учениях Пятого Пути существует пятнадцать пунктов для геньена: пять внешних правил, пять внутренних обетов, описанных выше, и пять промежуточных практик.
Первые страницы Зи Джи
Существует три жизнеописания Будды Тонпа Шенраба Мивоче. Они известны как До Дю – короткая версия из одного тома, Зер Мик – версия средней длины из двух томов и Зи Джи – длинная версия из двенадцати томов, включающих в себя шестьдесят одну главу. Полное название длинной версии – Дрима Мепа Зиджи Рапту Барве До, Сутра Безупречного Пылающего Великолепия, сокращенно – Зи Джи, Пылающее Великолепие. Труд относится к устным передачам, поскольку был передан жившим в восьмом веке мудрецом по имени Муца Гьерме на ухо открывателю сокровищ Лодену Ньингпо в 14 веке, когда у последнего было видение в возрасте 25-ти лет. В Зи Джи даются мельчайшие подробности касательно месторасположения каждого из учений Будды, тех, кто их просил даровать, а также тех, кто их слушал и таким образом стал держателем линии преемственности, касательно подношений, предложенных Будде и происходивших чудесных событий. Учение о Пути Геньена дается в 12-ой главе текста Зи Джи.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста и изображений на другие ресурсы запрещено автором.
Original article written by Raven Cypress Wood and published at ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.