Десять совершенств – это ключ, который открывает двери к неисчерпаемым чудесам в нашей жизни. Они представляют собой настоящую практику сострадательных существ, через которую мы совершенствуем действия тела, речи и ума. Добродетельные качества пробуждённого ума возникают в нас тогда, когда мы вовлекаемся в действительно полезные, благоприятные действия для себя и других. И эти качества становятся искусными методами очищения от омрачений.
Чтобы по-настоящему помогать другим, нужно стать буддой. Это самая суть учений Будды: чтобы стать буддой, нам нужно развивать пробуждённый ум. Он бывает двух видов: устремлённый ум и ум деятельный. Устремлённый ум – это наше желание достичь пробуждения, чтобы помогать всем существам. А когда мы укрепились в благодетельном устремлении и практикуем десять совершенств, то обладаем пробуждённым деятельным умом.
В каждом из нас есть потенциал к пробуждению. Мы все хотим быть сострадательными, однако это трудно из-за обусловленности омрачениями. Например, мы сострадаем тем, кто нам близок, но не тем, кого мы не знаем. Это значит, что наше сострадание зависит от условий и пока не безгранично. А практикуя десять совершенств, мы можем освободиться от цепляния за различные условия и сделать свою любовь и сострадание бескрайними. Таким образом, десять совершенств – это манифестация сострадания в нашей жизни.
Практика десяти совершенств лежит в основе пути отречения, на котором базируется путь сострадательных существ. Если бы мы не вовлекались в действия, чувства или мысли, возникающие из омрачённого ума, то мы бы не испытывали боли и страданий и не создавали условия для будущих заблуждений. В этом суть практики отречения. А являясь сострадательными существами, мы практикуем отречение через отпускание без привязанности и отвращения. Процесс отпускания должен проходить естественно и спонтанно, принося нам освобождение, а не становясь препятствием. Так, посредством практики десяти совершенств мы развиваем навык отпускания.
Десять совершенств делятся на две группы. Первые пять относятся к совершенствам причины: щедрость, нравственное поведение, терпение, усилие и концентрация. Вторая группа включает в себя пять совершенств плода: сила, сострадание, устремление, искусные методы и различающая мудрость.
Совершенства причины помогают нам узнать себя и развить навык выхода за пределы собственного «я». Они также помогают нам расти, давая доступ к качествам, необходимым на пути. Это похоже на то, как мы даём доступ к питательным веществам, воде и солнечному свету растению, которое выращиваем. Наша забота даст растению силы принести плод. Когда он созревает, растение делится им со всеми остальными существами. Как сострадательные существа мы взращиваем наши благородные качества через пять совершенств причины. Как только практика даёт плод, совершенства становятся искусным методом для помощи всем существам. Качества десяти совершенств и их проявления в нашей жизни бесконечны.
Через практику десяти совершенств мы постепенно реализуем десять этапов пути сострадательного существа. Эти этапы отражают истинную природу ума. При этом для полноценного пути необходимы все десять совершенств, так как они дополняют друг друга. Чтобы проявить свою пробуждённую природу, нам нужны три основных элемента: правильное воззрение, правильное поведение и медитация. Воззрение подразумевает осознавание бессамостности всех существ. Поведение означает практику десяти совершенств. Медитация – это объединение воззрения и поведения. Когда присутствуют все три элемента, они помогают нам войти в контакт со своей внутренней чистотой и мудростью. Посредством такой трёхчастной практики мы узнаём, какое значение имеет наша неотъемлемая чистая природа.
Если мы поддерживаем понимание того, что нераздельны от остальных, у нас будет меньше шансов навредить другим и самим себе. Такое понимание станет нашей мотивацией и приведёт нас на путь практики. А если мы по-настоящему практикуем это понимание, то превзойдём практику десяти совершенств и реализуем свою пробуждённую природу.
Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Темпа Дукте Ламы. Данный материал является выдержкой из книги Учителя «Inexhaustible Miracles», которую можно найти на сайте olmoling.org. Темпа Дукте Лама регулярно даёт учения онлайн, доступные с переводом на русский язык, также в случае финансовых затруднений по запросу на bon@olmoling.org возможно получить стипендию на обучение.