Тибетский Новый Год: устранение препятствий прошлого и загадывание желаний на будущее

Тибетский Новый Год: устранение препятствий прошлого и загадывание желаний на будущее

Автор:
797 просмотров
Теги: Raven Cypress Wood


Фигурка для практики выкупа

Тибетский королевский Новый год, известный как Лосар, наступает в первый день первого лунного месяца. В 2024 году эта дата приходится на 10 февраля по западному календарю. В течение нескольких недель, предшествующих Лосару, и монастыри, и домохозяйства максимально загружены подготовительными работами, такими как генеральная уборка и покраска фасадов. 

В этот период традиционно в больших количествах готовят жареное тибетское печенье - кхапсе. Сначала его подносят на алтарь и уважаемым ламам, затем - друзьям и семье во время и после празднования Лосара. В маленьких горшочках выращивают семена ростков пшеницы, и их молодые зеленые побеги ставят рядом с другими подношениями — как символ хорошего урожая и процветания в наступающем году.


Его Святейшество 34-й Менри Тризин с подношением кхапсе в честь Лосара

В мужских и женских монастырях Лосар подразумевает многочисленные новогодние молитвы и ритуалы, включая священные танцы Чам. На 25-й день 12-го лунного месяца проводится тест для танцоров Чам и тех, кто осуществляет песнопения.  На 26-й лунный день лепят тормы для подношений.

В мужских монастырях торжественное завершение предыдущего года начинается с обширного ритуала гневного йидама Пхурбы, известного как Тро Пхур Гутор Ченмо. Это действо длится три дня и включает в себя множество священных танцев, а также специальные ритуалы по устранению препятствий и негативных явлений. Этот ритуал начинается 27-го числа и завершается вечером 29-го числа 12-го лунного месяца снятием со двора главного молитвенного флага. В 2024 году эти даты приходятся на период с 5-го по 9-е февраля. Главный молитвенный флаг для нового года поднимают на 5-й день первого лунного месяца, когда проходит празднование Ньямме Шераба Гьялцена Ринпоче, основателя монастыря Менри и первого держателя его трона. В 2024 году эта дата приходится на 14 февраля. В период между снятием старого молитвенного флага и поднятием нового правила монашеской дисциплины немного смягчаются.

В 29-й лунный день, который называется нйи шу гу, тибетцы делают уборку в домах и возвращают свои долги прошлого года. В 2024 году эта дата выпадает на 9 февраля. В этот вечер выполняют ритуал докпа, направленный на снятие негатива. На стол подается особый суп из девяти ингредиентов, который называется гутук. Рецепт может немного различаться в зависимости от региона, но, по словам Менри Понлоба Ринпоче, эти девять ингредиентов следующие: мясо, пшеница, ячмень, рис, сыр, кукуруза, трома (гималайский корнеплод), соль и вода. Также вместе с супом готовятся клецки, внутрь которых кладутся символические предметы, предназначенные для шуточного гадания в отношении тех членов семьи, которые получат их в своей тарелке. Вместо самих предметов, внутрь клецки может быть помещено их название, написанное на листке бумаги. Есть разные вариации, но в целом предметы и их символическое значение следующие:

  • Тот, кто получит в своей клецке кусочек хлопка, будет иметь крепкое здоровье в течение всего года;

  • Получивший кусочек жгучего перца будет назван острым на язык;

  • Тот, кому попадется белый камушек — добросердечный;

  • Если попался кусочек угля, получатель шутливо будет назван нехорошим человеком или обладающим вредными привычками;

  • Клецка с кусочком бумаги внутри означает, что получивший ее всегда пытается извлечь личную выгоду;

  • Кто найдет у себя в клецке кусочек веревки, будет назван решительным и надежным;

  • Клецка с горошком указывает на хитроумного человека;

  • Кто обнаружит у себя в тарелке клецку с солью внутри - приятный человек;

  • Клецка с луком говорит о том, что от получателя неприятно пахнет.


Фигурка для выкупа в окружении множеств торма кармических долгов, вручную слепленных из теста и выкрашенных в красный цвет 

Каждый оставляет немного своего супа, чтобы использовать его в качестве выкупа для злых духов прошлого года. Эта ритуальная плата погашает все оставшиеся кармические долги по отношению к злым духам, чтобы они остались довольны и не имели причин причинять вред. 

Создается фигурка человека с отображением каждого из пяти чувств. Вдобавок к остаткам супа, каждый делает кармическое долговое подношение торма. Небольшой шарик из обжаренной муки, слепленной в тесто, прокатывают по всему телу, с головы до ног, чтобы он впитал в себя все болезни и негативную энергию. Затем этот шарик скатывают в полоску шириной с ладонь и сжимают в руке так, чтобы каждый палец оставил отпечаток. Женщины используют левую руку, мужчины - правую. Это кармическое долговое торма помещается на тарелку для подношения вместе с фигуркой, волоском и ниткой из одежды каждого члена семьи. Перед фигуркой ставится маленькая свечка, и затем зажигается.

Перед тем, как вынести готовую фигурку, произносится молитва, цель которой — представить подношения духам и попросить, чтобы в обмен на выкуп они не создавали никаких проблем. Эта молитва — из ритуала докпа просветленного гневного божества Нампар Джомпа:

Просветленное божество Нампар Джомпа

«ОМ

Все духи, приверженные учению Будды, придите сюда!

Все боги, люди и полубоги, все духи, которые причиняют вред или болезни, все демоны мужского и женского пола, придите. Все без исключения духи, придите!

Примите этот выкуп, которым я выплачиваю свои кармические долги. Не причиняйте вреда этой семье или сообществу и не создавайте никаких препятствий для нашей духовной практики!

Пусть теперь каждый из вас с радостью возвращается к себе домой и слушает благородные учения Будды.

СО ОМ БА ДЗРА ТРО ТА СУМ ТРИ ГХА ЦА Я ГХА ЦА Я 

НО ДЖЕ ЧУНГ ПО А МУ КХА РА Я ХУНГ ПЭ»

По завершении молитвы один из членов семьи берет фигурку, поворачивает лицом вперед, держа за талию, и оставляет на перекрестке или энергетически тяжелом месте. По пути назад нельзя оборачиваться. Возвратившись, нужно провести ритуальное очищение водой перед тем, как зайти в дом.

Разжигание дыма и ритуальное подношение Санг в монастыре Менри

На 30-й лунный день, в канун Нового Года, тибетцы украшают дома, делают уборку на алтарях, размещают на них только что приготовленные подношения. Часто люди не спят почти всю ночь, готовясь к следующему дню. Несмотря на это, на следующее утро они встают рано, чтобы совершить обряд очищающего подношения дыма, известный как Санг, и загадать желания на новый год. 

Первая родниковая вода в новом году считается очень благодатной, и все обычно собираются за ней сразу после полуночи, стараясь первыми ее набрать и поставить на алтарь. 

В день празднования Нового Года все остаются дома или выходят только для того, чтобы сходить в монастырь помолиться и совершить подношения. На 2-й и 3-й дни нового года принято навещать друзей и родственников, чтобы усилить положительную энергию и создать гармоничные связи на предстоящий год.

Статья переведена и опубликована на портале проекта «Чистые Земли» с разрешения автора — Raven Cypress Wood. Оригинал статьи опубликован на сайте ravencypresswood.com. Копирование текста на другие ресурсы запрещено автором.

Original article written by Raven Cypress Wood and published at Ravencypresswood.com. All translations from the Tibetan into English by Raven Cypress Wood.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop