Тел:8 800 250 3301(звонок бесплатный)

Кармический долг

Кармический долг

С прошлых жизней у нас накоплено множество кармических долгов (по-тибетски — «ленчак»), результаты которых мы испытываем в этой жизни. Давайте вкратце разберем, что из себя представляют эти долги, откуда они взялись и что с ними делать.

Например, если в прошлой жизни мы плохо обращались с каким-то существом (воровали у него, унижали, били и т.п.), то в этой жизни оно может переродиться как наш родственник, с которым происходят разные неприятные ситуации, влияющие на нас.

Почему это происходит? Причину этого мы создали сами, накопив в прошлой жизни долг.

Но не надо думать, что это существо, проявившееся в нашей жизни как родственник, специально приходит, чтобы забрать долг. Его перерождение происходит просто по законам кармы, он понятия не имеет о наших долгах и не думает о том, что надо специально что-то такое нам устроить. Его болезни и проблемы — это его собственная карма, не наша! Но те трудности, которые из-за этого испытываем мы, — вот это уже результат нашей кармы, нашего кармического долга.

Если мы понимаем, что отдаем кармический долг, и расстаемся с деньгами, временем или чем-то еще без жалости к себе, то эта ситуация превращается в накопление нами добродетели.

Таким образом, мы получаем сразу два вида пользы: во-первых, выплачиваем кармический долг, и, во-вторых, накапливаем добродетель, результат которой неизбежно созреет для нас самих позже. Если же мы только переживаем, жалеем себя, злимся на этого родственника, то в этом случае кармический долг мы выплачиваем, но добродетель почти не накапливаем.

Какие бы сложности мы ни испытывали, существуют кармические долги, являющиеся причиной для того, чтобы все это с нами происходило. На протяжении наших бесчисленных жизней эти долги накапливаются в сознании-основе. Обычно они там просто хранятся, но при возникновении благоприятных условий долг может в какой-то момент времени подняться и проявиться. Когда бы эти долги ни были накоплены, они могут храниться в сознании-основе тысячи и миллионы лет, и исчезать они начинают только в том случае, если мы начинаем активно накапливать добродетели.

Кармический баланс

Ученик:

Вы говорите, что неблагие действия ведут к несчастью. Но опыт истории показывает нам, что больше всего преуспевают как раз те люди, которые смогли наиболее эффектно украсть и проявить насилие по отношению к другим. За примерами можно обратиться к любому историческому времени. Почему мы чаще всего не наблюдаем никакого кармического наказания для этих людей?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Закон причин и следствий не всегда проявляется в течение одной жизни. Обычно для того, чтобы узнать, как человек жил в прошлой жизни, надо посмотреть на то, какие возможности и способности у него есть в этой. Возможность обрести богатство и власть, пусть даже какими-то нехорошими способами — это результат благих действий, совершенных в прошлой жизни. Конечно, нет абсолютно ничего хорошего в том, чтобы воровать и вредить, но я говорю именно о самой возможности это делать. Сама способность в принципе иметь некое благополучие — это результат благой кармы. То есть, мы смотрим на условия, в которых человек находится в этой жизни, и видим заслуги из его жизни прошлой. А чтобы узнать, что будет с этим человеком в следующей жизни, нужно посмотреть на то, чем он занят сейчас.

То есть, отвечая на ваш вопрос, проще всего сказать так: есть некий баланс действий, накопленных в прошлой жизни. Если в прошлой жизни было так много хорошего, что неблагие поступки в этой жизни еще не сместили этот баланс в «минус», то мы не наблюдаем в жизни человека проявлений неблагой кармы.

Ученик:

То есть, можно сделать вывод, что те люди, которые на сегодняшний день находятся у власти и распоряжаются богатством, имеют очень хорошую карму?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Совершенно верно. Но вот что с ними будет дальше — это другой вопрос. Но пока баланс положительный, мы видим то, что видим.

Ученик:

Можно ли сказать тогда, что из-за кармы человек даже при наличии благих намерений и действий в этой жизни предопределен не достигать благих результатов?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Сколько бы мы ни хотели счастья и радости, если баланс прошлых жизней нам этого не позволяет, то наше желание нам никак не поможет. Поэтому да, бывает так, что человек имеет самые благие намерения и всю жизнь совершает только благие дела, но при этом продолжает страдать, так как прошлая карма не позволяет счастью проявиться в этой жизни. Бывает, что только ближе к концу жизни начинает проявляться благая карма, накопленная в этой жизни. Представьте это себе в виде баланса мобильного телефона. Если вы долго не платили оператору, то у вас связь отключилась, и баланс стал минус тысяча рублей, например. Вы пошли и положили на счет пятьсот рублей. Но телефон все равно не работает, так как баланс еще отрицательный. Девятьсот рублей положили — все равно еще минус. Надо больше тысячи положить, чтобы выйти в плюс.

Ученик:

Понятно, что буддийское представление о человеке базируется на том, что существуют прошлые жизни, и мы пожинаем плоды совершенных там действий. Но может быть все-таки есть какая-то лазейка для человеческого ума, для человеческой воли, что-то такое, что позволило бы за одну эту жизнь достичь максимального возможного блага?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Конечно же, есть. Проводя ту же аналогию с телефоном, если при тысяче рублей долга вы положили на счет три тысячи, то долго сможете спокойно пользоваться и не волноваться ни о чем. Если в этой жизни у нас много проблем и сложностей, мы можем совершить столько благих дел, что не только сместим баланс в сторону счастья, а сможем даже просветления достичь за одну эту жизнь. Есть очень много примеров людей, которые из очень тяжелых условий, нищеты и болезней, с помощью практики Дхармы приходили к удивительным результатам и достигали очень высоких уровней реализации — и не просто счастья, а вплоть до обретения Тела Света.

Накопление плодов содеянного

Есть такой аспект кармы, как накопление плодов содеянного.

Что это значит?

Допустим, мы выполняем какое-то одно маленькое позитивное действие — например, просто начитываем мантру. Начитали один раз — один благой поступок. Начитали сто раз — сто благих поступков. Вроде бы совершаем незначительное действие, но совокупность факторов приведет к тому, что подобного рода действия рано или поздно накопятся в большом количестве, и это может стать условием благоприятного человеческого перерождения.

То же самое с негативными действиями. Мелкие неблагие поступки, совершаемые постоянно, накапливаются, и, встретившись с определенными условиями, могут стать негативным кармическим плодом.

Условия для проявления кармы

Имеющаяся карма не может проявиться, если нет условий.

Подобно тому, как если мы семечко посадили не в землю, а положили в банку и закрыли крышкой, то это семечко не прорастет и плода не даст. Причем, как мы знаем, одним зернам нужны одни условия, другим — другие. Каким-то нужно больше влаги и тепла, какие-то при таких же условиях, наоборот, погибают. То же самое с нашими кармическими следами.

Пример.

Все мы в прошлых жизнях совершили достаточное количество неблагих действий, и в нашем сознании существуют кармические отпечатки этих поступков. Очень простым условием для проявления этих отпечатков является, например, нервное состояние водителя, которого кто-то подрезал, обогнал и тому подобное. Из-за того, что его подрезали, он сильно нервничает, и в нем проявляется гнев и желание наказать обидчика — вот это является условиями. Причем, здесь сразу складывается ситуация двойного характера: этот гнев является как условием для того, чтобы сработал кармический след прошлого, так и причиной, закладывающей уже новый кармический отпечаток в сознании.


Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Шине (Шаматха) Шине (Шаматха)
В переводе с тибетского — «умиротворенное пребывание».

Это медитация, состоящая в сосре...
Читать далее
История Юнгдрунг Бон История Юнгдрунг Бон
Юнгдрунг Бон уходит корнями в давние-давние времена. Пройдя сквозь века, пережив неоднократные гонен...
Читать далее
Сознание Будды Сознание Будды

Исследование работы сознания человека — своеобразный прыжок в кроличью нору со стороны соврем...

Читать далее
История монастыря Менри История монастыря Менри
Менри — главный монастырь Традиции Юнгдрунг Бон, расположенный в местечке Доланджи, Индия, имеет бог...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Мы в соцсетях
Напишите нам