Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче

Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче

Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче до недавнего времени — духовный глава всемирной общины Бон и настоятель монастыря Менри. Великий Учитель, прибежище и защитник, в 2017 году он вернулся назад в сферу абсолютной реальности. 



Его Святейшество родился в полнолуние пятого тибетского месяца (22 июня) 1929 года в поселении Кьянцанг, округ Зунгчу, регион Амдо, Тибет (сегодня — провинция Сычуань), у отца Чонгдона Гьяло и матери Баронгзы Цомо. В детстве его звали Лама Тхар. 

В возрасте семи лет, в 1935 году, Лама Тхар отправился в монастырь Кьянцанг, что располагался неподалеку от его родных мест, где изучал основные тибетские науки: чтение и письмо, ритуальное пение, выполнение ритуалов, рисование, построение мандалы и т. д. Там он повстречал своего первого Учителя — Чжацанга Сунгтхара. 

В 13 лет Его Святейшество уже хорошо разбирался в монашеских обрядах, включая пение молитв и игру на ритуальных инструментах. В 1941 году его мать покинула этот мир из-за тяжелой болезни, в связи с чем он заинтересовался изучением тибетской медицины, детально изучая все ее аспекты у мастера Тенпы Лхундрупа. Впоследствии, в честь безграничной доброты своей матери, он щедро предоставит бесплатное медицинское обслуживание жителям Зунгчу и многих других регионов Тибета. А когда он станет 33-м Менри Тризином, в Доланджи откроется медицинский центр для резидентов монастыря и жителей поселения, а также будет построен медицинский колледж. 

В 1942 году Лама Тхар получил наставления о предварительных практиках Бон от учителя Шераба Тензина из монастыря Нангшик, округ Нгава. Он трижды накопил девятьсот тысяч повторений предварительных практик нендро. Когда ему было 16 лет, году главный учитель — Лопон монастыря Гамал Понлоб Шераб Пхунцок дал ему имя Шераб Цултрим, увидев во сне некоторые благоприятные знаки. 

В 1945 году Шераб Цултрим принял 25 обетов послушника в монастыре Кьянцанг — от ламы Шераба Тенпая Гьялцена, получив новое имя Шераб Намдак. Там он обучался тибетской грамматике, искусству поэзии, астрологии и астрономии, изучал философские и доктринальные тексты Бон, а позднее поступил в Школу диалектики. В 1953 году, в возрасте 25 лет, после успешной сдачи экзамена, Шераб Намдак получил высшую академическую степень геше. 

Спустя два года он отправился в Гьелронг, где во дворце короля Трокьяба были сохранены ценнейшие тексты: канон Бонпо Кангьюр в виде традиционных тибетских деревянных табличек печа. Он «перевел» их в печатный вид и доставил тексты в монастырь Кьянцанг. Также были получены тексты жизнеописания Тонпа Шенраба, «12 ритуальных циклов» и другие коллекции писаний. Исполняя желание своей матери, он отдал их на хранение в храмовую библиотеку своего отца Чонгдона Гьяло. 

Вся жизнь Его Святейшества была посвящена сохранению традиции Юнгдрунг Бон: он неустанно искал, копировал, восстанавливал, перепечатывал священные тексты, книги, писания — которые впоследствии войдут в Сокровищницу Учения в библиотеке Юнгдрунг Бон монастыря Менри в Доланджи, насчитывающую более 30 000 томов текстов. 

В 1956 году он получил множество текстовых наставлений и посвящений от знаменитого ламы Алага Нангсала Намкха Гьялцена из Дзе Адрака. В том же году Его Святейшество отправился во второй по значению бонский монастырь в Тибете — Юнгдрунг Линг, приняв там монашеский обет от Ламлха Понлоба и получив новое имя — Сангье Тензин Йондон. После этого состоялось его путешествие в изначальный монастырь Таши Менри и аудиенция с 30-м Менри Тризином, Тенпа Лодоэ, а также посвящение и наставление по четырем циклам текста Шанг-Шунг Ньен Гью. В десятый месяц этого же года по тибетскому календарю он отправился в Лхасу в монастырь школы Гелуг Дрепунг Гоманг, где с большим вдохновением осваивал буддийские дебаты и философские тексты. 


В 1959 году, когда Сангье Тензину был 31 год, произошло восстание в Лхасе. 10 марта Сангье Тензин Йондон и его друг Самтен Кармай покинули Дрепунг Гоманг и отправились в Непал, а затем в Индию. В течение следующего года им были посещены Мустанг, Долпо, многие важные бонские монастыри и поселения в Муктинатхе, Лубре, Джомсоме, Чарке, Тарапе, Сипчоке, Самлинге, Пхоксундо, получены множественные посвящения от лам бонпо. В те годы Его Святейшество позаимствовал множество редких бонских текстов, хранящихся в этих монастырях, и перепечатал их в Дели. Эти книги были распространены во многих библиотеках и центрах тибетской культуры по всему миру — и стали важнейшими источниками изучения религии и культуры Юнгдрунг Бон. 

В 1961 году Дэвид Снеллгроув, известный тибетолог, профессор и писатель, пригласил Его Святейшество преподавать тибетский язык, религию и культуру в Лондонском Университете. Он прибыл туда со старейшим на сегодняшний день хранителем традиции Юнгдрунг Бон в мире — Йонгдзином Лопоном Тензином Намдаком, с которым они вели совместную деятельность в Европе. В течение трех лет пребывания в британской столице 33-й Менри Тризин также изучал английский язык. Поскольку он был очень увлечен и открыт к иностранным культурам, он участвовал в различных международных культурных мероприятиях и событиях. Также стал первым тибетским ламой, получившим аудиенцию у Папы Павла VI, во время которой были подняты важнейшие вопросы мира и гармонии между мировыми религиями. 

В возрасте 35 лет, в 1963 году, он вернулся в Индию и, по указанию Его Святейшества Далай-ламы XIV, работал учителем первой школы, созданной для тибетских беженцев в Муссури (штат Уттаранчал, Индия). 

Через три года, в 1967 году, по приглашению своего друга-тибетолога профессора Пэра Кверна, он отправился в Норвегию, чтобы преподавать и проводить исследования в Университете Осло. 

В 1968 году скончался 32-й настоятель Менри — Кундун Шераб Лодро. Собрание бонского верховенства, глава поселения бонпо в Доланджи и многие ламы и тулку собрались и подробно обсудили процесс выбора преемника покойного 32-го Менри Тризина. Они собрали имена многих лам и геше. В течение нескольких дней проходила древняя церемония выбора преемника ушедшего Менри Тризина — Такдрил, во время которой осуществляется множество специальных ритуалов. В результате 33-м Менри Тризином был провозглашен Геше Сангье Тензин Йондон. 

Так, в возрасте 40 лет, в 1969 году, Сангье Тензин Йондон вернулся в Менри из Норвегии. В полнолуние первого тибетского месяца (4 марта) он получил полные обеты посвященного монаха от настоятеля монастыря Юнгдрунг Линг Тенпай Гьялцена. Затем, около 11 часов утра, он был возведен на Золотой трон Ньямме Шераба Гьялцена как 33-й Менри Тризин, также получив статус верховного главы всех последователей Бон в мире, всех бонских лам — как в изгнании, так и на территории Тибета. Ему было дано новое имя — Лунгток Тенпай Ньима.

В 1970 году Его Святейшество начал строительство главного храма Менри Линг в новом поселении в Доланджи, а также активно занимался восстановлением, сохранением и изучением практик изначального тибетского монастыря Таши Менри, который был разрушен во время китайского вторжения в Тибет. 

В 1972 году в Менри была открыта амбулатория, в которой, по настоянию Его Святейшества, бесплатно раздавались лекарства не только резидентам Менри, но и всем тибетцам и индийцам, живущим поблизости. 

В 1975 году было положено начало создания Школы в Доланджи, административная часть которой впоследствии была передана правительству Индии. Его Святейшество также основал школу для детей бонских семей из Тибета и гималайских регионов, в которой преподавались светские дисциплины наряду с основами традиции, культуры и религии Юнгдрунг Бон. 

Десятого числа 12-го тибетского месяца 1978 года, Его Святейшество был признан высшим главой традиции Юнгдрунг Бон тибетским правительством в изгнании и Его Святейшеством Далай-ламой XIV. В том же году в Менри была основана Школа диалектики: 33-й Менри Тризин создал план долгосрочного курса философских исследований Юнгдрунг Бон и изучения традиционных наук, по окончании которого студенты получали степень геше. 

В 1987 году при содействии Его Святейшества было принято решение о создании кафедры Бон в Центральном институте высших тибетских исследований в Варанаси. 

В 1988 году 33-й Менри Тризин пригласил в Менри Его Святейшество Далай-ламу XIV. Когда Далай-ламе были представлены успешные достижения Школы диалектики, он высоко оценил их — и выразил обязательство предоставить официальное признание правительства степени геше, присуждающейся в Менри. В этом же году Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима начал строительство здания для сирот — для обеспечения жильем всех тибетских детей бонпо, приезжающих в Менри на обучение. 

В 1992 году, по случаю годовщины рождения основателя монастыря Менри и его первого Менри Тризина Ньямме Шераба Гьялцена, был назначен настоятель только что основанного Лопоном Тензином Намдаком Ринпоче монастыря Тритен Норбуце в Катманду — Маронг Геше Ньима Вангьял. Летом того же года по совету Его Святейшества была создана и зарегистрирована Ассоциация преподавателей и студентов Бон в Центральном институте высших тибетских исследований в Варанаси под названием «Комитет студентов Юнгдрунг Бон». 

В возрасте 66 лет в 1994 году Его Святейшество совершил свой первый визит в Тибет с момента начала там культурной революции. Он отправился в монастырь Таши Менри — и впервые сел на Золотой трон там. Он также посетил бонские монастыри в других регионах Тибета и даровал посвящения многим бонпо, благословив их на обучение. Спустя два года он во второй раз приехал в Тибет: на этот раз отправившись не только в монастыри, но и в свои родные места, благословив местных последователей Юнгдрунг Бон. 

В 1997 году Его Святейшество поручил учителям Менри провести первый специальный курс философии «Великая дискуссия Йеру», во время которого все студенты-монахи изучают и обсуждают работу учителей монастыря Йеру Венсакха в течение одного зимнего месяца.

В 2001 году 33-м Менри Тризином был назначен и возведен на престол Тенпа Юнгдрунг Ринпоче в качестве настоятеля монастыря Тритен Норбуце в Катманду. В том же году им был основан женский бонский монастырь Ратна Менлинг в Доланджи — единственный за пределами Тибета. В 2005 году в Менри был основан медитационный центр для мирян-практиков, строительство которого завершилось в 2011 году. 

Его Святейшество Далай-лама XVI прибыл в Доланджи в 2007 году, чтобы совершить знаменательное действие — открыть здание только что построенной Библиотеки Юнгдрунг Бон. Его Святейшество был очень впечатлен, увидев красивое четырехэтажное здание, хранящее множество замечательных коллекций книг всех тибетских буддийских школ (кроме канонов Кангьюр и Тенгьюр), и похвалил настоятеля за это великое достижение. 

В 2010 году, по приглашению Его Святейшества Йонгдзина Лопона Тензина Намдака Ринпоче и просьбе европейских студентов и практиков, 33-й Менри Тризин посетил бонский центр Шентен Даргье Линг в Блу, Франция. Это была прекрасная возможность для двух выдающихся учителей обсудить будущее Юнгдрунг Бон. 

Год спустя Его Святейшество поручил создать новый веб-сайт под названием Yungdrung Bon ( theyungdrungbon.com) на тибетском языке, важную платформу для распространения учений и регулярных новостей монастыря Менри, а также других общин бонпо по всему миру. 

В 2013 году настоятель пригласил в Менри Его Святейшество Гьялванга Кармапу Огьена Тринли Дордже XVII. Его Святейшество Гьялванг Кармапа XVII был очень впечатлен и обрадован, когда увидел столько важных бонских священных предметов и артефактов, сохранившихся в монастыре. 

Спустя год Его Святейшеством 33-м Менри Тризином был основан медицинский колледж Сориг Бумжи при монастыре Менри. В настоящее время в колледже обучается около 15 постоянных студентов, он зарегистрирован в медицинском совете Центральной тибетской администрации. 

В возрасте 87 лет, в августе 2015 года, Его Святейшество стал физически нездоров, и монахи в монастыре Менри выполнили обряды божества Пхурба и сто тысяч подношений Сипе Гьялмо — для скорейшего выздоровления настоятеля. Однако спустя год состояние Его Святейшества не показало признаков улучшения, в связи с чем глава центра Бон Шен Линг Чонгтул Геше Тензин Намгьял организовал приезд Его Святейшества в США для прохождения осмотра и лечения. Весной того же года, в конце недельного ритуала Мудрого Льва речи Шераба Маве Сенге, Его Святейшество передал свое последнее посвящение Божества мудрости всем бонпо в Доланджи. 

В возрасте 89 лет 14 сентября 2017 года в 18:25 Его Святейшество мирно вошел в состояние нирваны и начал медитацию тугдам в своей резиденции монастыря Менри. За три дня до того, как покинуть мирскую обитель, он позвал всех школьников, желая увидеть их в последний раз, и подарил им сладости на прощание. На следующий день он благословил всех жителей деревни и попрощался с ними. Утром 14 сентября он дал аудиенцию всем монахам. 

Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима служил сохранению и распространению учения Бон по всему миру вплоть до своего ухода в нирвану в возрасте 89 лет. Он предоставил возможность светского и монашеского образования многим молодым поколениям, а также «выпустил» из Менри сотни высокообразованных лам с ученой степенью геше. Многие из выпускников Менри были направлены служить настоятелями или учителями в бонских монастырях в разных частях Тибета, Непала и Индии. Другие же ведут сегодня исследовательскую, преподавательскую и научную деятельность в многочисленных центрах Юнгдрунг Бон и университетах на Западе. Его доброту сложно описать словами: тысячи молодых людей, приезжавших в Менри из разных уголков мира, получили кров, дом и высококлассное образование. 

Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима был автором исследовательских работ, среди которых — хронология мастеров бонпо, различные хвалы и стихи, а также некоторые дополнения к ритуальным путеводителям. 

1 января 2018 года его преемником стал Его Святейшество 34-й Менри Тризин Лунгток Дава Дардже Ринпоче.



Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

totop